Сразу после заявления президента Владимира Путина о возможности более широкого применения практики натурального возмещения ущерба при ДТП страховые компании направили эту инициативу в Центробанк (ЦБ) (именно ЦБ наделен полномочиями по контролю деятельности страховых компаний). С такой просьбой к президенту во время "прямой линии" обратился руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. В разговоре с Путиным он посетовал, что автомобилисты оказались недовольны недавним повышением стоимости полисов ОСАГО. Обострилась, по его словам, и проблема со страховыми мошенничествами, когда водители совершают подставные аварии с целью получить выплаты.
"Возможно, стоит поручить Центробанку проработать переход на натуральную форму возмещения, — предложил Ханжин. — Возмещение в виде ремонта от страховых компаний снизит мошенничество, создаст места рабочие, повысит собираемость налогов".
В ответ на это Путин рассказал, что недавно уже обсуждал этот вопрос с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.
"Ваше предложение, наверное, хорошее и правильное, — ответил Путин. — Но просто ЦБ такого вида работами не занимается. Но мы подумаем, как можно вмонтировать вашу идею в то, что входит в компетенцию ЦБ".
В беседе с "Газетой.Ru" Ханжин сообщил, что не раз обращался в Центробанк с этим предложением, но не получал никаких ответов. Теперь он надеется, что благодаря вниманию Путина вопрос сдвинется с места. Однако, по его словам, многое будет зависеть от самих страховщиков.
"Для них приоритет натуральной формы возмещения ущерба при ДТП станет решением их основной проблемы — мошенников и автоюристов, — сказал Ханжин. — Ведь сейчас в вопросе ОСАГО больше всего головной боли не из-за огромного количества споров по размеру выплат. Их число как раз снижается благодаря введению единой методики оценки. А вот проблема мошенничества так и не решена.
Сейчас существует целая индустрия, работают настоящие автоателье, куда завозят целые машины, меняют на них детали на поврежденные, имитируют аварии и получают выплаты. После этого автомобили восстанавливаются в первоначальном виде.
В ряде регионов также работают автоюристы, которые выкупают право требования выплат со страховых компаний и продолжают с ними бесконечные суды. Мы не против переуступки прав требования выплат. Но сейчас есть индустрия, в которой около 40% выплат получают мошенники. И проблема уже не в том, что страховщики не выполняют свои обязательства, не в занижении страховых выплат. А в том, что мошенники генерируют 40% лишних расходов для страховых компаний, которые в дальнейшем ложатся на плечи водителей".
Эксперт не исключил, что если инициатива заработает и люди будут отдавать предпочтение натуральной форме возмещения ущерба, то можно будет говорить о запуске двух видов ОСАГО — наравне с более дорогим будет и более доступный вариант.
Однако Ханжин рассказал, что одно из предложенных им условий страховщики точно не поддержат.
"Речь идет о том, что мы ратуем за то, чтобы на автомобили при ремонте устанавливались только оригинальные детали, — объясняет правозащитник. — Но с одной оговоркой. Если этот автомобиль с большим износом, то на них можно ставить и неоригинальные. При этом они должны производиться на заводе, который сертифицирован производителем оригинальных запчастей. Вряд ли в этом нас поддержат страховые компании. При этом ремонт должен быть сделан не абы как, а в положенные адекватные сроки, с соблюдением закона о защите прав потребителей. Конечно, будут автомобили, которые будет сложно отремонтировать быстро, но это исключения".
Страховщики уже обратились в ЦБ
После "прямой линии" с Путиным Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок к закону об ОСАГО, расширяющий практику возмещения в натуральной форме и предусматривающий комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании. Об этом сообщил глава Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он признал, что сейчас есть ряд факторов, тормозящих развитие натурального возмещения в ОСАГО. В первую очередь это наличие автоюристов, которые побуждают клиентов выбирать выплату в денежной форме.
"Существенный тормоз, особенно это характерно для регионов, — автоюристы, которые нацелены на получение денег, из которых они получают 30–40% за предоставление услуг пострадавшему, — отметил Юргенс. — Только в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд руб. из системы ОСАГО. Принятие блока поправок, предложенных РСА, позволит расширить практику применения натуральной формы возмещения ОСАГО и пресечь мошеннические выплаты в этом виде страхования".
В свою очередь, исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал "Газете.Ru", что вопрос от правозащитника прозвучал в удачный момент и удачное время, поскольку организация в течение последнего месяца согласовала с ЦБ формулировки этой инициативы.
"По условиям ОСАГО у автомобилей учитывается износ, и из стоимости запасной части вычитается часть этого износа. И не каждый потребитель готов доплачивать, — сказал Уфимцев. — И действительно, более важная проблема, которая мешает более широкому использованию этого вида возмещения, — это автоюристы. Они заинтересованы в получении наличных денег, а не в ремонте автомобилей. Есть настоящие проблемные регионы, как Краснодар, Волгоград, где такая практика очень развита. Там страховщики настоятельно рекомендуют водителям идти ремонтировать машины, направляют их в хорошие сервисы. Но поскольку интересы водителей чаше представляют те самые автоюристы, то они, конечно, выбирают деньги. Получается, что 30 тыс. руб. он уплатил за выкуп этого долга и продолжает дальше судиться со страховой".
Представитель РСА подчеркнул, что об удешевлении стоимости ОСАГО в будущем говорить слишком рано, поскольку стоимость запасных частей постоянно увеличивается из-за скачущего курса рубля.
"В будущем автолюбители, возможно, смогут получать большие скидки, а автосервисы смогут снизить свои расходы на ремонт, — пояснил Уфимцев. — Это позволит при увеличении стоимости запчасти не увеличивать тариф по ОСАГО. Так, на станциях техобслуживания (СТО) будут знать, что у них обеспечен поток клиентов от страховой компании-партнера, и они смогут предлагать им более выгодные цены. Ведь проблема в том, что у СТО нет системного потока, они готовы опустить цены и работать по тем, что предложены в Единой методике расчета ущерба, но они хотели бы при этом получать поток автомобилей".
Напомним, что ранее "Газета.Ru" сообщала, что страховые компании в России бойкотируют продажу электронных полисов ОСАГО. Одни заявляют о таинственных технических сбоях, другие в открытую говорят о нежелании продавать полисы онлайн. Из 81 страховщика, торгующего ОСАГО, электронные полисы сегодня предлагают только 15 страховщиков, да и те работают с перебоями.