ФОКУС ГОРОДА 14:21, 07.03.2013

Булгаков в театре драмы. "Зойкина квартира"

"Квартира" ненавязчиво напоминает другое произведение Булгакова - "Собачье сердце". "Советским гражданам спальни не положены", - заявляет управдом по фамилии Портупея и намеревается "уплотнить" владелицу квартиры из нескольких комнат Зою Пельц. Он не столь умен и хваток, как знаменитый Швондер, но идеалы молодой советской власти отстаивает не хуже прочих.

Есть в пьесе и свой интеллигент. Обладатель графского титула Павел Абольянинов знает, что смокинг нельзя носить с желтой обувью, играть в карты дурно, а оскорблять женщину непозволительно. Правда, в отличие от профессора Преображенского он пасует перед более хваткими "товарищами" и оказывается абсолютно неприспособленным к новым условиям жизни.

Он бы, возможно, совсем погиб, если бы не пробивная натура его супруги, той самой Зои. Молодая властная дама делиться с кем попало своей квартирой не намерена и, вместо того, чтобы плакать по былой беззаботной жизни, пытается придумать новый способ заработка. Она организовывает пошивочную мастерскую, которая с первого взгляда ничем не отличается от всех прочих — дамы крутятся вокруг закройщиц и швей, требуя изготовить туалет как можно быстрее. Однако ночью неприметное ателье превращается в самое настоящее кабаре, где богатым "товарищам" предлагают восточные танцы, танго, русскую сударыню-барыню с элементами стриптиза. Песни под фортепиано здесь поет граф Абольянинов, а манекенщицей служит поиздержавшаяся дама света Алла.

Зоя пытается обвести всех вокруг пальца, но в результате сама оказывается в западне - ее губит жажда наживы. На роль изящной, но решительной хозяйки квартиры актриса Вероника Виноградова подошла, кажется, идеально. Она мгновенно подчиняет себе публику, которая готова оправдывать любые проделки обаятельной Зойки.

По степени влияния на зрителя конкурировать с ней может лишь Александр Куликов, исполнивший роль управляющего ателье Аметистова. Его герой артистичен, изобретателен и не лишен криминального таланта. Его уже несколько раз надо было бы расстрелять, но он придумывает все новые и новые авантюры, мечтая о шикарной жизни в Ницце. Ну, чем не великий комбинатор?

В спектакле больше двух десятков персонажей, но практически нет второго плана. Говорят, так любил снимать Феллини, и именно такой прием берут на вооружение современные режиссеры. В театре, где все на виду, сделать персонажи одинаково главными, сложно, но Аредакову это удалось. Служанка Манюшка ничем не уступает Зое, а два китайца, пригревшиеся в Москве, возможно, еще более обаятельны, чем злой гений Аметистов.

Худрук "Театра. Doc" Михаил Угаров, недавно презентовавший в театре Драмы постановку "Класс Бентов Бончева" говорил, что не любит зрителей, которые приходят на его спектакли, чтобы "просто отдохнуть". "Зойкина квартира" - пример литературной иронии ранней советской эпохи (идеалы — Булгаков, Зощенко), вполне подходящий под эту категорию. Впрочем, это обстоятельство не делает постановку легковесной и недостойной внимания критиков. Тем более, что новая драма с ее шокирующими приемами все-таки еще не "положила на лопатки" классический театр.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-03-28/1951.html