ФОКУС ГОРОДА 10:09, 25.03.2016

"Бэтмен против Супермена: На заре справедливости". Заметки киномана

Начинается все, как это не парадоксально звучит, с конца. В финале "Человека из стали" мужчину с буквой S на груди (Генри Кавилл, "Человек из стали", "Агенты А.Н.К.Л.") пытались убить коварные злодеи с его родной планеты. Во время этих попыток, сотрудникам Брюса Уэйна (Бен Аффлек, "Исчезнувшая", "Операция "Арго" и картины под названием "Смерть Супермена", кстати) сильно досталось. И он решил, что это нехорошо — что кто-то кроме него носится по округе, творит добро, спасает девочек из горящих зданий и снимает котят с деревьев. Надо его остановить, — решил он.

И люди тоже внезапно взялись переживать о том, можно ли доверять Супермену, если он такой всесильный, и собрали для обсуждения реальных американских телеведущих. Но главному герою дебатов не до них. Он внезапно заметил, что Бэтман творит самосуд и, вообще, он такой жестокий! Еле вписывается в рейтинг PG-13 (поэтому у нас фильму присвоили 16+, видимо).

Фото weekend.rambler.ru

Сладкая парочка во время крайне затянутой завязки долго и нудно пытается объяснить свое желание набить друг другу лицо, но сводится все к следующему: Бэтмен переживает, что Супермен лучше его, и из зависти решает, что его срочно надо обуздать, а лучше уничтожить. А Супермену не нравится Бэтмен. Победит ли в итоге дружба?

На случай, если победит, в фильме имеется заклятый враг Супермена Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзерберга ("Иллюзия обмана", "Добро пожаловать в Zомбилэнд"). Его молодой неуравновешенный миллиардер напоминает чем-то его же Марка Цукерберга, так что появляются забавные параллели. Но, как и всё забавное в этом кино, это выглядит случайностью.

Это анти-"Мстители" и анти-"Marvel" — никаких шуточек и иронии, все мрачно, абсолютно серьезно и шутит только Джереми Айронс в роли дворецкого Бэтмена. Причем, мрачно всё совершенно буквально. Такое ощущение, что в Метрополисе и Готэме вообще никогда не светит солнце.

Фото kinokadr.ru

Когда режиссеру Заку Снайдеру ("300 спартанцев", "Хранители") в придачу к Супермену из его "Человека из стали" достался ещё и Бэтмен, он, видимо, решил побить Кристофера Нолана в плане скудного освещения. В итоге часть экшна выглядит, как битва негров в пещере ночью. Но Бэтмен Нолана хорош не (только) освещением, но и тщательным построением сюжета и раскрытием персонажей. Здесь же ни одна роль толком не прописана, включая главные. Всё, что вы знаете о Бэтмене и Супермене, вы знаете из других фильмов. Но если заглавных-то все более-менее себе представляют, второстепенные и эпизодические персонажи, имя которым тут легион, легко собьют с толку любого незнакомого с мифологией "DC". Что за космический корабль крушит Метрополис в начале фильма? (Если вы выдержите такого же затянутого "Человека из стали", вы узнаете. Но лучше "погуглите"). Кто эти люди во снах Бэтмена или в воспоминаниях Супермена? Что за шикарная женщина, к которой пристает Бэтмен, в конце концов? Для справки: это Суперженщина, которую тут вводят в дело, чтобы потом включить в состав "Лиги справедливости". Но этого вы из фильма не узнаете, только из Интернета.

Картина содержит встроенные в повествование трейлеры и тизеры других картин о супергероях. Но лучше б они про имеющихся рассказали. А режиссер больше занят своим фетишем до развивающихся красных плащей. Нет, правда. "Шлейф" Супермена до боли напоминает о его "300 спартанцев".

В Бэтмене против Супермена" плохой ритм, слишком много персонажей, причем, экранной "химии" нет даже между такими классическими парами, как Бэтмен и его дворецкий и Супермен и Лоис Лэйн. Там чудовищно перегружен сюжет, и всё очень-очень-очень-очень-очень затянуто. Даже никакого эмоционального удовлетворения от развязки не будет, потому что главный конфликт завершится на волосок от махровейшего штампа индийского кино(!) и снова вернет к вопросу, а зачем, собственно, была эта схватка? Показать, что супергерои тоже не видят картину целиком?

В отсутствие какой бы то ни было внятной идеи или цели, смыслом происходящего становится максимально эффектное разрушение всего подряд. И в этом Зак Снайдер вполне хорош, и некоторые сцены боев весьма впечатляют. Особенно кошмар Брюса Уэйна про летающих обезьян.

Драк, перестрелок, погонь, взрывов и прочего проходного и ни в чем не выдающегося экшна тут, вообще, хватит на всех. Но готовьтесь к привкусу вторичности и несвежести. Выкройку чудовища тут, например, явно позаимствовали в "Хоббитах" и "Властелине Колец". И саундтрек хоть и написан Хансом Циммером, но тоже звучит, как взболтанная и не перемешанная тема десятка других блокбастеров.

"Бэтмен против Супермена" как ничто другое заставляет думать о вырождении "жанра" экранизаций комиксов. Это особенно пугает в год, когда эти самые экранизации будут идти одна за другой. Самая интересная битва, похоже, снова будет проходить за экраном — между вселенными "DC" и "Marvel". Пока с разгромным счетом побеждает последняя.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-03-25/4821.html