ФОКУС ГОРОДА 13:16, 12.02.2016

Зинаида Самсонова: "Облагать граждан поборами в кризис - это преступление"

Проблема капремонта уже навязла на зубах. Вы предлагаете кардинальное решение - просто отменить обязательные взносы на капремонт, и все.
- "Справедливая Россия" уже собирала подписи под требованием отменить плату за капремонт. Тогда довольно быстро собрали 1 млн подписей и передали их в правительство. В Саратовской области свои подписи поставили около 20 тысяч жителей. Из правительства, по существу, пришла отписка о том, что капремонт - это такое благо, от которого уже невозможно отказаться. Мы считаем, что тем самым чиновники проявили неуважение к каждому из миллиона подписавшихся. Теперь мы хотим собрать 10 млн подписей - надеемся, что такое количество голосов премьер не сможет игнорировать.

В третьем квартале 2015 года министр экономического развития России Алексей Улюкаев со всех трибун говорил, что мы достигли дна и в 2016 году цены на нефть стабилизируются, начнется подъем экономики, 16 января он же заявил, что цены на нефть упадут до 25 долл. за баррель и останутся на таком уровне на протяжении десяти лет. Сейчас уже всем понятно, что это не кризис 1998 г., он будет длиться 5-7 лет. В этих условиях облагать граждан дополнительным побором - это преступление. Уровень жизни постоянно падает, большая часть граждан - законопослушные и стараются платить за капремонт. Но семейный бюджет настолько истощился, что перед ними уже встал выбор - или не платить за капремонт, или самим перейти на молоко и хлеб. Я не представляю, как за капремонт будут платить в 2017 году. Не все себе это смогут позволить, а когда одни платят, а другие нет, это уже несправедливость.

Люди не совсем понимают предназначение капремонта, цель складывания денег в общий котел по всему региону. В законе прописано, что сами граждане определяют, на что они тратят деньги. Однако на практике этого не происходит. Мало того, что они не могут отремонтировать крышу или подъезд тогда, когда им нужно, потому что власть установила сроки. Граждане лишены возможности выбирать подрядчика, контролировать качество проведения работ и применяемые материалы. Люди не видят и не понимают, на что уходят их деньги. Как следствие, по ремонту, сделанному в прошлом году, у жителей возникло много претензий.

Вызывает удивление то, что когда "Справедливая Россия" пытается вносить предложения, которые расширяют возможности жителей по использованию собственных денег, они наталкиваются на противодействие со стороны коллег. Мы внесли в областную думу инициативу включить в реестр работ по капремонту ремонт подъездов. Люди должны иметь свободу выбора того, что именно им нужно отремонтировать или исправить у себя в доме. Однако идея была воспринята скептически. Наша инициатива отправлена на доработку, посмотрим, что с ней будет дальше.

Получается, что вы фактически предлагаете заморозить капремонт домов на ближайшие годы. Ведь у государства тоже нет денег на него.
- А о чем думало государство на протяжении 30 лет? Прежде, чем проводить приватизацию жилья, оно должно было отремонтировать дома, которые не знали ремонта 20, 30, 40 лет. Получается, что государство передало ветшающие дома гражданам, а теперь еще возложило на них обязанность по приведению домов в порядок.

Как партия предлагает распорядиться с теми средствами, которые уже собраны?
- Я не считаю, что их нужно возвращать плательщикам в виде выплат или компенсаций. Если собственники их накопили, то пусть потратят деньги на нужды дома. Пусть решат судьбу этих денег сами, а не ждут, когда это сделает региональный оператор. В таком случае они смогут распорядиться своим капиталом уже сегодня, а не в мифическом 2042 году. Если их дом не требует ремонта, они могут положить деньги на депозит, чтобы деньги работали и их не съедала инфляция.

Как "Справедливая Россия" обосновывает необходимость отмены транспортного налога?
- Мы недавно стали свидетелями забастовок дальнобойщиков против введения системы "Платон". Их можно понять, потому что для них - это уже тройное обложение поборами. Может быть, не все помнят, что, когда в 2012 году принимались акцизы на топливо, премьер-министр Медведев сказал, что будет отменен транспортный налог. Но потом об этом как-то забыли. Транспортный налог собирается очень плохо - до 50% по всей России. Многие владельцы транспортных средств просто не в состоянии его платить, учитывая, что автомобиль и так требует немалых трат. В то же время в стоимости бензина этот сбор и так заложен и составляет 25%. Более того, Медведев заявил, что планируется очередное повышение акцизов.

Думаю, что регионы вас не поддержат. Все-таки транспортный налог зачисляется именно в их бюджеты.
- Правительство делает умно: все спорные налоги оно передает регионам, чтобы все претензии потом предъявлялись к региональным властям. Саратовская область сама по себе отменить налог не может, потому что у нас дефицитный бюджет. И это при том, что мы очень богатая область, у нас есть много предприятий, которые платят огромные акцизы. Только одна табачная фабрика перечисляет в федеральный бюджет 33 млрд рублей. Если мы отменим транспортный налог, то мы заберем доходную базу у регионов. Поэтому мы считаем, что транспортный налог должен быть отменен на федеральном уровне. А вместе с отменой этого налога федеральный центр должен отдать регионам часть акциза на топливо. Процент должен быть достаточным, чтобы позволить регионам вкладывать деньги в свое развитие, прежде всего, в дороги. Экономика начинает развиваться тогда, когда улучшается инфраструктура. Сейчас же областное правительство вынуждено выпрашивать субсидии, умолять федеральные власти дать очередной бюджетный кредит, потому что у нас настал срок выплаты кредита коммерческого, а мы не сможем взять новый кредит в банке из-за высоких процентов. Мы все время на коленях. Главное, что нас возмущает, - это то, что данное Медведевым обещание отменить налог так легко забыли.

Похожая ситуация складывается и по земельному налогу?
- С прошлого года налог на имущество исчисляется по кадастровой стоимости. В связи с введением этой схемы граждане уже подали 15 тыс. исков, причем, что отрадно, граждане суды выигрывают. Проблема заключается в самом подходе к введению этого налога. Оценщики не выезжали на место, а пользовались компьютерными данными, выводя средний показатель. Условно говоря, если на данной территории есть 30% коттеджей, а остальное – простые дачи, то кадастровая стоимость этих дачных участков возрастет в разы. Подсчитано, что 65% граждан теперь продают свои участки по цене в 5-6 раз ниже оценочной. В приемную партии стали поступать многочисленные звонки и обращения по поводу роста платежей в 5, а то и в 10 раз.

Наше предложение - вернуться к расчету земельного налога по прежней схеме. Оценку нужно выполнять с выездом на место. Понятно, что ни регион, ни муниципалитеты не откажутся от доходов с земельного налога. Поэтому, опять же, нужно повышать уровень наполняемости местных бюджетов, на федеральном уровне перераспределять налоги в пользу регионов.

Более того, "Справедливая Россия" вышла с инициативой освободить участки меньше 8 соток от уплаты налога. Дело в том, что сейчас многие вернулись к огородам, распахали лужайки, начали выращивать все для себя, занялись консервированием, которое было подзабыто в последние годы. Сотрудники садовых торговых центров поражены: продажи семян еще в прошлом году выросли на 150%. Наверное, попытки людей как-то прокормить семью своим трудом надо поддерживать. Однако на комитете по бюджету областной думы коллеги наше предложение отклонили. По их словам, это откроет возможности для злоупотреблений, мол, начнут заниматься на этих участках предпринимательской деятельностью. У меня эти доводы вызывают только улыбку: какой бизнес можно построить на 8 сотках? Даже если люди будут продавать выращенное, что в этом плохого? Еще говорят, что это популистская идея перед выборами, хотя законопроект лежит в Госдуме уже три года.

Главный вопрос по поводу ваших инициатив - каковы будут выпадающие доходы от отмены налогов и каким образом эти потери компенсировать?
- Транспортный налог по всей России составляет 100 млрд рублей. Для сравнения - штрафов за нарушения правил дорожного движения собирается и того больше - 120 млрд. Акцизы с учетом грядущего повышения перекроют транспортный налог. Кроме того, могу сказать, что "Справедливая Россия" уже несколько лет разрабатывает "альтернативный федеральный бюджет". Нам удалось показать, что слова об отсутствии денег - это байки. Дефицит бюджета сегодня составляет 1 трлн рублей. Мы нашли источники, благодаря которым удастся получить 4,5 трлн. Только один триллион можно получить, введя прогрессивную шкалу налогообложения, как это сделано по всему миру. Состоятельные люди должны платить больше, это справедливо. Несмотря на то, что это нововведение затрагивает всего 1% населения, законопроект нашей партией вносился в Госдуму уже 11 раз и все время отклонялся. Есть и другие статьи доходов, например, у нас 25% импорта и экспорта уходит мимо таможенного учета. Если наладить систему контроля, то можно значительно увеличить сборы.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-02-12/4744.html