Бытует мнение, что советская власть запретила елку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. В первые годы после Революции никаких специальных мер, направленных против елки, не предпринималось. "Из года в год, сколько помнили себя Турбины, лампадки зажигались у них двадцать четвертого декабря в сумерки, а вечером... зажигались в гостиной зеленые еловые ветви. Но теперь коварная огнестрельная рана, хрипящий тиф все сбили и спутали", — пишет в "Днях Турбиных" Михаил Булгаков. В первые годы после Революции и Гражданской войны в городах, как и прежде, все еще продавалось много елок. Но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самую маленькую елочку. Мужики из пригородных деревень, привозившие в город елки, теряли предрождественский заработок.
"Только тот, кто друг попов, Елку праздновать готов"
В 1927 году началась систематическая антирелигиозная работа. Вместе с Рождеством отменялась и елка, которая стала называться поповским обычаем. Журнал "Безбожник у станка" (№ 12, 1928) видит особенную опасность, исходящую от нее: заметка "Прочность предрассудка" разоблачает всех, кто ставит елку, заявляя, что она не связана с религией, а всего лишь дань традиции. "Рождественская елка — это фетиш. Выбросив иконы за окно, мы прячем бога за елку. С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни елке, ни рождественским подаркам".
Новогодняя дореволюционная открытка, фото smolbattle.ru
Подобного рода плакаты стали обычными для газеты "Пионерская правда" и детских журналов тех лет. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. В школах стали проводиться "антирождественские вечера", на которых инсценировались высмеивающие попов и церковь пьески.
"Религиозность ребенка начинается именно с елки, которая, заполняя собой все его существо, заражает религиозным настроением, верой в таинственные силы. Ребенок отравляется религиозным ядом и получает неверное представление об окружающем мире, что в дальнейшем затрудняет его учебу и работу", — сообщает брошюра Н. Амосова "Против рождественской елки" ("Безбожник", 1930).
Характерно, что борьба с религиозным обычаем соединилась с кампанией по защите леса. Журнал "Искорка" (№ 12, 1928) цитирует юных натуралистов Московской биостанции: "На "рождество" хотят все, чтобы у них была елка. А нас, детей, так много, что из-за этого нехорошего праздника срубаются целые миллионы молодых елок и сосенок. А разве это хорошо? Будем бережливо относиться к лесу и не устраивать рождественских елок. Можно и без них хорошо повеселиться". В 1931 году ленинградский детский журнал "Чиж" поместил стихотворение Александра Введенского: "Не позволим мы рубить / молодую елку, / не дадим леса губить, / вырубать без толку. / Только тот, кто друг попов, / Елку праздновать готов! / Мы с тобой — враги попам, / Рождества не надо нам".
В результате елка "ушла в подполье": в семьях, верных дореволюционным традициям, ее продолжали устраивать, занавешивая окна одеялами. Писательница Ирина Токмакова вспоминает: "Светлый праздник Рождества Христова был под запретом, но наша мама, выросшая еще до революции, не сказать, чтобы уж очень религиозный человек, однако чтящий традицию, наша мама ни разу не оставила нас с сестрой без рождественской елки".
Если у воспитателей хватало смелости, праздники елки устраивали даже в детских садах. Писательница Мариэтта Чудакова рассказывала, что ее мать, работавшая в 1930-х годах в детском саду, ни разу не оставила своих воспитанников без елки.
Разговор в машине
Видимо, то обстоятельство, что елку не успели забыть, способствовало ее скорому возвращению. Елку внезапно решили вернуть, причем ускоренными темпами. Все началось с машины Иосифа Сталина, в которой в конце декабря 1935 года ехала и осматривала Москву группа партийных товарищей. Об этом в своих воспоминаниях рассказывает Никита Сергеевич Хрущев. "Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?". Сталин поддержал его:
Сказано — сделано: буквально на следующий день, 28 декабря 1935 года, в "Правде" вышла заметка от имени Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!" "Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею, — рассуждал товарищ Постышев. — Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, кино и театрах — везде должна быть елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек".
Еще через день, 29 декабря 1935 года, та же "Правда" обещает, что в парке Сокольники будет устроена новогодняя елка:
Безусловно, возвращению елки способствовало и I Всесоюзное совещание стахановцев 17 ноября 1935 года, на котором Сталин произнес свою знаменитую фразу "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее".
Елочное строительство
Уже в 1936 году полным ходом шло настоящее коммунистическое елочное строительство. Был создан Наркомпрос комитет по игрушке, который в том же году выпустил серьезный сборник статей "Елка". "Елки 1935 и 1936 года различны, — анализирует автор статьи "Елка в детском саду". — В 1935 году елка была устроена почти экспромтом... Организация елки в 1936 году заранее обсуждалась, были учтены ошибки проведения елки 1935 года. На совещании в Наркомпросе были поставлены и обсуждены вопросы: значение елки для ребят; нужно ли делать елку сюрпризом для детей или они должны знать об ее организации; по окончании праздника убирать ли елку или оставлять..."
Новогодние выпуски всех журналов не обошлись без изображения зеленого мохнатого дерева на обложке. Декабрьский номер журнала "Мурзилка" за 1937 год открывается историей о том, как Мурзилка озаботился отсутствием елки у полярников Папанина и Кренкеля на Северном полюсе. "Я изобрел прессованную елку, елку-консервы, — ликует он. — Ее надо воткнуть в снег, полить — и через пять минут вырастает новогодняя елка со всеми украшениями, свечами и музыкой".
Стали издаваться специализированные издания, посвященные исключительно игрушкам и елочным украшениям. В 1936 году вышел первый номер журнала "Советская игрушка" (с 1937 года — "Игрушка"), который со всей серьезностью освещал вопросы новогоднего игрушечного производства и торговли. И если в 1936 году он рассказывал в основном о драматических случаях превышения спроса над предложением ("Нужно немедленно организовать производство елочных игрушек, чтобы в будущем году елка не застала нас врасплох"), то в 1939 году здесь уже пишут о том, что "планы продажи елочных украшений перевыполнены", а подготовка к игрушечной торговле начинается уже в августе. Не обходится и без критики:
Ленин на елке
С возвращением елки связано и бытование канонических сюжетов "Елка в Сокольниках" и "Елка в Горках", рассказывающих о том, как Ленин веселился на елке с детьми. История о празднике в Сокольниках была взята из мемуаров Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича. При чем она в них второстепенна и связана с рассказом о том, как на пути в Сокольники на машину Ленина напали бандиты, вышвырнули его и шофера, после чего им пришлось добираться в лесную школу пешком. Для мемуариста гораздо важнее был сюжет об опасностях, которые постоянно грозили Ильичу, но после триумфального возвращения елки в советский быт в 1935 году история о празднике в Сокольниках постепенно стала издаваться как отдельный рассказ. Впервые переработанный для детей текст появился вскоре после опубликования статьи Постышева, когда срочно понадобились данные, подтверждающие правомерность возвращения елки. Уже в 1936 году под названием "Владимир Ильич на елке" он был включен в первое советское пособие по устройству елки.
Елка в Горках тоже имела место незадолго до смерти Ильича, однако на ней было совсем не так много детей, как описывается в известном сюжете: Ленин был уже болен, его вывезли на коляске, и среди гостей были только близкие родственники и дети персонала, обслуживавшего Горки.
Пожалуй, нигде новогодняя елка не пережила столько метаморфоз и приключений, как в нашей стране. Советская и христианская, детская и взрослая, похоже, она теперь с нами навсегда.