Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Mathcat-2015. Бизнесмен Вася вкладывает в песо

  • 10:43, 30 ноября 2015
  • Комментариев[0]
"Бизнесмен Вася хранит свои сбережения в тугриках и песо. Вчера в перерасчете на рубли у него тугриков было вдвое больше, чем песо. Сегодня курс тугриков по отношению к рублю вырос на 6%, а курс песо – на 12%. На сколько процентов увеличились сбережения Васи?" - это математическая акция Mathcat и задачка не самого сложного "желтого" уровня, зато с актуальнейшим смыслом. Победитель прошлогодней акции Олег Елкис щелкает такие, как орехи. Организаторы акции в этом году знатока очень порадовали: он смог решить только 7 задач из 10-ти, хотя год назад успел за отведенное время решить задания чуть ли не всех уровней.
Mathcat-2015. Бизнесмен Вася вкладывает в песо


28 ноября в Саратове, Москве, Питере, Самаре, Калининграде, Ростову-на-Дону и других городах прошел "математический диктант". Бурятию представили 15 (!) населенных пунктов, в том числе несколько сел и поселков. Но больше всего меня поразили математики Дальнего Востока. В Соликамске в день акции погода была, мягко говоря, нелетная: снегопад, ветер. Дороги занесло, школы закрыли. Но до места проведения MathCat добрались аж 5 человек! Вот это я понимаю, любовь к математике, о которой говорил директор по развитию  частного лицея-интерната естественных наук (здесь проходил саратовский диктант) и один из организаторов акции Дмитрий Коннычев.

Акция проходит в письменной форме. В этом году к "зеленому", "желтому" и "красному" уровням сложности заданий добавили еще и "белый". Его, как заявлено, может решить даже школьник младших классов! Ну посмотрим-посмотрим… К слову, школьники младших классов действительно были, и дошколята, кажется, тоже. Им, к примеру, предстояло решить, на каком расстоянии друг от друга будут Том и Джери, если изначально расстояние между ними было 200 метров, но Том за 10 секунд пробегает 10 метров, а Джери – 8 метров, при условии, что второй убегает, а первый догоняет?...

Я выбираю для себя задания "зеленого" уровня. Это тот, где в заданиях о коте и мышке не задается направление движения, и надо найти все возможные варианты. А как вам такой "ребус": "Однажды несколько друзей обменивались рукопожатиями. В какой-то момент оказалось, что среди любых четырех из них имеется хотя бы один, который успел пожать руки трем другим. Сколько могло оказаться среди них человек, не успевших пожать руки остальным? (Укажите все варианты)"? Правда, это последняя из 10-ти задач, и оценивается она в 18 баллов.

Саратовский блогер – победитель Mathcat-2014 Олег Елкис на такие даже внимание не обращает. В прошлом году он успел правильно решить не только все 18 заданий самого сложного "красного" уровня, но и играючи, уже для развлечения – чуть ли не всю подборку задач. В этом году его намерения не менее серьезны. Правда. И уровень сложности возрос.

"На мой взгляд, подбор задач стал интереснее и адекватнее. Скажем, в прошлом году я без проблем прорешал самый серьезный уровень за отведенное время и взялся за два других. В этом году задачи больше стали похожи на олимпиадные; по крайней мере подход чувствуется как по уровню, так и по составлению (составляли задачи в Москве, а не в ЛИЕНе - как в прошлом году). Лично мне от этого стало интереснее, самый серьезный уровень сложности я не успел сделать... Проанализировал бегло все 10 задач - из них сходу только одну не знаю, как решить (надо подумать) - остальные решаемые. То есть, за полтора часа 100 из 100 я получу без проблем в желтом уровне (но это уже не так интересно)", - поясняет Олег.

Правда, свои успехи он, по собственному признанию, оценивает скромно: "Из 10 представленных задач я решил 7 (ну, то есть, 3 вообще не решил), пока шел домой, проанализировал еще раз спокойно решенное и пришел к выводу, что одну решил неправильно (по глупости не рассмотрел один вариант - а он-то как раз и был важен для задачи). Насколько правильно ли решил остальные, пока не анализировал".

А вот и самая "мозгоразрывная" задача "красного" уровня: "Чему равна сумма всевозможных произведений четного количества дробей ½, 1/3, … 1/100? Ответ дайте в виде десятичной дроби". Оценивается в 15 баллов.

"Проблема просто в том, что все-таки полтора часа для таких задач маловато (для примера - городская олимпиада идет 4 часа и там 6 задач), а здесь несколько задач уровня городской олимпиады достойны, я думаю. Просто начинаешь решать задачи сходу, как есть, особо не обдумывая", - поясняет Олег Елкис.

Лидер Mathcat-2014 признается, что ежегодно ходит проверять школьные олимпиадные задачи. Одним словом, профи. Напоследок спрашиваю: Олег, наверное, в школе хорошо математику преподавали? "Да, неплохо преподавали, по-моему, даже "пятерка" в итоговом аттестате по обоим математикам", - говорит.

А вот как проходило мое знакомство с "царицей наук". До 10 класса все шло хорошо, уравнения с двумя неизвестными сдавались, можно сказать, без боя, а дроби я умела перемножать в уме столбиком. Но в 10 классе (как раз начиналось деление на "профили") все изменилось – пришел новый учитель, по совместительству – директор школы. Особенностью его преподавания было то, что он часто отсутствовал, и математики не было. Но когда она была, понятней не становилось. Дело в том, что в нашей школе было 3 10-х класса: "политехнический" и два общеобразовательных. Ученики первого ходили на подготовительные курсы в СГТУ, и им, вроде как, эти школьные объяснения были не нужны. Но большая половина учащихся двух других классов тоже готовилась к поступлению в технический вуз, поэтому директор школы справедливо рассудила, что им (то есть нам) тоже можно ничего не объяснять. А только спрашивать. Обычно она влетала в класс намного позже звонка ("Извините, совещание только что закончилось!"), и как давай терроризировать своими логарифмами! Или – того хуже – отправляла девчонок на базарчик на соседней улице за колготками: "Стрелка пошла, а мне сегодня еще в РОНО ехать". Нам было не до логарифов – на нужно было найти чулки заявленного цвета "карамель". "Вот это у вас математичка… Со вкусом", - бубнили торговки, роясь в безразмерных клетчатых сумках в поисках нужного товара. Но я на нее за это не в обиде. Математик и педагог из нее, видимо, был никакой, зато она нас научила как чулки могут по цвету сочетаться с туфлями!

… А сбережения бизнесмена Васи, кстати, увеличились на 8%. Олег Елкис решил задачу в 3 секунды. "Эх, над было все в песо держать", - добавил он.

Автор: Ольга Берес

Похожие материалы

Новые материалы

  • 18.07.2018, 10:08 Как грамотно перейти на онлайн-кассы. 4 простых шага 1 июля состоялся очередной этап перехода на онлайн-кассы. Их начали применять организации и ИП на ЕНВД и ПСН с сотрудниками, которые торгуют в розницу или оказывают услуги в сфере общественного питания, вендинговые компании и интернет-магазины. Однако перейти на новый порядок успели не все предприниматели. Как перейти на онлайн-кассы быстро, не дожидаясь проверок налоговой, саратовским предпринимателям рассказывает директор оператора фискальных данных OFD.ru Антон Румянцев.
  • 18.07.2018, 09:41 "Футбольная лихорадка". Где в Саратове воспитывают Кейнов и Модричей Завершившийся Чемпионат Мира по футболу собирал у экранов без преувеличения миллионы болельщиков. Среди них, конечно же, были дети. И кто-то ребят, возможно с подсказки родителей, а возможно и нет, захочет заняться футболом в школе или секции. Есть ли таковые в нашем городе, и во что обойдется их посещение?
Новости партнеров
Нашли ошибку