ФОКУС ГОРОДА 16:48, 17.11.2015

Год потерь. Бюджетные расходы на здравоохранение и образование в 2016 году продолжат резкое снижение

Проект федерального бюджета на 2016 год, одобренный Госдумой в первом чтении 13 ноября, предусматривает сокращение расходов на здравоохранение на 8% по сравнению с 2015 годом, расходы на образование — на 8,5% в номинальном выражении, отмечается в бюллетене "Комментарии о государстве и бизнесе" института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Вместе с тем делать выводы о финансировании обеих отраслей на основе цифр только федерального бюджета не вполне правомерно, поясняет автор статьи, ведущий научный сотрудник института Андрей Чернявский.

"Я сделал оценку, исходя из расходов федерального и региональных бюджетов, а по здравоохранению — также из расходов системы обязательного медицинского страхования", — пояснил он. Экономист, по его словам, использовал данные из "Основных направлений бюджетной политики" с корректировкой на изменившиеся макроэкономические показатели: цена на нефть, курс доллара и другие.

В 2016 году в неизменных ценах расходы на образование из бюджетов всех уровней сократятся по сравнению с 2012 годом на 14%, расходы на здравоохранение — почти на 20%, следует из расчетов экономиста.

"В номинальном выражении, конечно, такого сокращения нет", — уточнил Чернявский.

"Если 2014 год был годом масштабных внешних шоков, то 2015 год стал для экономики годом потерь", — констатируют эксперты ВШЭ. За январь — август 2015 года доходы России от экспорта товаров в долларовом выражении снизились почти на 32% год к году. Девальвация далеко не полностью компенсировала доходы, выпавшие в результате снижения нефтяных цен и снижения объемов импорта. Дефицит федерального бюджета в 2015 году составит 2,4% ВВП, предрекают в ВШЭ.

Основной проблемой для правительства сейчас становится балансировка доходов и расходов с учетом падения цен на нефть, но решение отложено на будущие годы, пишет в своей статье Чернявский. В структуре расходов на 2016 год он выделяет "бенефис расходов на управление", которые в долевом выражении выросли на 0,8–0,9 процентного пункта (в 2015–2016 годах в сравнении с 2012 годом).

Расходы на оборону увеличились в 2015 году на 5 процентных пунктов и на 72% в номинальном выражении, а в проекте бюджета на следующий год — стабилизированы относительно текущего.

Расходы на пенсионное обеспечение "ползут вверх", отмечает экономист. Одновременно правительство экономит на образовании и здравоохранении. Частично снижение расходов на образование объясняется перекладыванием на региональные бюджеты финансирования дошкольного и профессионального сегментов, но сокращаются расходы и на высшее образование, отмечается в бюллетене. "В 2016 году эти расходы в неизменных ценах составят всего 78% от уровня 2012 года", — указывает Чернявский. Расходы сокращаются не только на федеральном уровне, но и на региональных, добавляет он. Из расчетов экономиста следует, что резкое снижение финансирования началось с 2015 года и продолжится почти теми же темпами в следующем году.

Структура расходов сегодня определяется не экономической целесообразностью, а политической волей, сетует эксперт экономической экспертной группы Александра Суслина. "На пенсии тоже расходы, конечно, растут, но меньше, чем могли бы", — напоминает она, индексация на будущий год запланирована ниже уровня инфляции (на 4%). Почему основная экономия приходится на образование и здравоохранение, сказать трудно, но, вероятно, из-за того, что выборы приближаются, а "пенсионеры считаются устойчивым электоратом".

Снижение расходов на человеческий капитал между тем несет серьезные риски для экономики на долгосрочную перспективу, отмечает Суслина. "Если люди нездоровы и плохо образованы, то шанс, что они будут работать в полную силу и увеличивать ВВП, невелик. Эта экономия сейчас может существенно затормозить наш выход из кризиса на будущее", — подытожила она.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-11-17/4586.html