В основе фильма реальные события как они изложены в книге бостонских журналистов "Черная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии". Все начинается и заканчивается тем, как подельники дают показания против Джеймса "Уайти" Булджера (Джонни Депп, "Пираты Карибского моря", "Сонная лощина", "Эдвард Руки-ножницы"), который заправлял криминальным миром Бостона в 70-х-80-х.
Персонаж стандартно раскрывается во флэшбеках: вот вы видите, что у гангстеров тоже бывают мамы, и они не жульничают, когда играют с мамами в покер на деньги. Ещё у них бывают сыновья, которых они учат, что главное – не вести себя хорошо, а чтобы никто не видел, как ты ведешь себя плохо. А их младшие братья - политики (впустую растраченный Бенедикт Камбербэтч, "Игра в имитацию", сериал "Шерлок") деликатно молчат на тему их деятельности. Наконец, у гангстеров есть бабушки-соседки, чтобы трогательно помогать им с сумками и рассказать зрителю, что главный герой вернулся домой после отсидки в Алькатрасе.
И, конечно, у гангстеров есть старые друзья. Самый важный для сюжета (Джоэл Эдгертон, "Подарок","Великий Гэтсби", "Исход: Цари и боги") работает в ФБР и зовет "Джимми" работать информатором. Но "стучать" надо не на своих, а на итальянскую мафию. Так у Булджера образуется "крыша" от ФБР, и он безнаказанно делает всё, что хочет.
А потом у него умирает сын (и с ним из фильма исчезают живые сцены и жена в исполнении Дакоты Джонсон из "50 оттенков серого"). И его и без того не очень прочно державшаяся крыша съезжает окончательно. Всё, что попадает с ним в кадр, рискует быть убитым, пока он становится главным в криминальном мире Бостона.
Джонни Депп здесь здорово напоминает всем, какой он вообще-то хороший актёр. Он играет форменного психопата, но без малейших признаков (такой привычной уже) клоунады или вычурной эксцентричности. Тут злодей так злодей, причём, не монстр, а вполне реалистичный персонаж. Даже сцены с мамами и детьми сдержанные и обходятся без лишней слащавости. А уж его преступная деятельность выглядит действительно страшно. Он говорит спокойно, не повышая голоса, но при этом понятно, что он собирается с собеседником сделать. Добавьте к этому грим и ледяные глаза, и он напоминает змею.
Только это показывают так часто (тут есть с десяток персонажей, которые появились в кадре только, чтобы быть убитыми), что это кажется лишним повторением мысли, которую уже донесли.
Друг-ФБР-овец на таком фоне оказывается интереснее. Он связывается с человеком, с которым вырос в одном районе и которого с детства уважал. Он надеется, что тот поможет ему в карьере. Сначала он не понимает всех рисков, не видит масштабов того, во что втянулся и чему попустительствует. Или понимает, и это нарочно? С ним действительно до конца непонятно, то ли он такой сентиментальный дурак, то ли он всех обхитрил, то ли его все обхитрили. В общем, очень жизненный товарищ.
На отношениях этих двух героев всё и держится. Остальным актерам играть особенно нечего и некогда, хотя здесь масса знакомых лиц. Женщин с репликами вообще можно сосчитать на пальцах одной руки. Так что это такое суровое мужское кино.
Добавьте к этому затронутые, но не раскрытые стандартные темы фильмов про мафию – семейные ценности превыше всего, насилие и вранье ради семьи/друзей/троюродных дядюшек, верность и преданность, а также предательство – и вы это точно где-то видели. Например, в "Славных парнях", в "Отступниках" (что логично, потому что герой Джека Николсона был вдохновлен Джеймсом Булджером), даже в свежей "Легенде" и в десятках других фильмов про мафию самого разного качества.
Режиссер Скотт Купер ("Из пекла", "Сумасшедшее сердце") выбрал трезвый подход к преступникам. Так что это не Скорсезе и не Коппола, и нет никаких саг и эпичности. Наоборот, размаха происходящего почти не чувствуется, зато ужас – отлично. В некоторых сценах жуткие вещи словно происходят рядом, а ты не можешь это остановить. И это хорошие моменты. Но между ними много таких, которые тянутся и тянутся (и это несмотря на то, что из 3 часов хронометража сделали 2 для финальной версии).
Неспешность для кого-то может компенсироваться угнетающей атмосферой, напоминающей прошлогоднего "Охотника на лис". Её создает уместный и поэтому не особенно заметный саундтрек и цветовое оформление – в Бостоне какие-то вечные сумерки (Джонни Депп как раз иногда вампира напоминает с этими водянисто-голубыми контактными линзами), а на улицах никого толком нет, кроме преступников. Это не стильное шоу. Тут всё жутко, но при этом как-то повседневно. Хорошо ли это, зависит от вашего вкуса.
Жаль, что остается неясно, почему герой Деппа такой, и почему называется это всё "Черная месса". Зато мысль про сделки с дьяволом хорошо прощупывается.
Рекомендуется кино фанатам Джонни Деппа (если их не отпугивает грим). Может, это не лучший его фильм вообще, но лучший за последнее время и уж точно лучше "Превосходства". Любителям фильмов про криминал "Черная месса" может понравиться, если их не смущает вторичность. А вот фанатам других актеров (особенно Камбербэтча) лучше это пропустить или иметь ввиду, что главный тут – Джонни Депп.
Поскольку картину точно не назовешь бодрой и развлекательной, для просмотра стоит запастись не попкорном, а терпением. Зато у Деппа есть реальный шанс получить номинацию на "Оскар". А такого давно не случалось. (фото gorkyfilm.ru)