ФОКУС ГОРОДА 10:17, 02.10.2015

"Легенда". Заметки киномана

Хотя тут, конечно, (достоверные) преданья старины куда менее глубокой – 50-х и 60-х годов ХХ века. Дубляж оставляет от опознавательного акцента "кокни" (на котором говорила "Моя прекрасная леди") только массу переведенных ругательств, в оригинале наверняка звучавших менее цветисто. Но не дайте профессии героев вас запутать – дело происходит не в Чикаго, а в Лондоне. Потому что там, представьте себе, тоже водились настоящие гангстеры! И от американских они отличались только тем, что постоянно кипятили чайник (В мирных целях. Никаких извращенных пыток, вы не подумайте). Это столько раз упоминается, что перестает казаться нормальным бытовым действием, и превращается в элемент некоей мифической "британскости", как её показывают в "Миньонах".

В центре сюжета реально существовавшие братья-близнецы Крэй (главная "фишка" фильма в том, что обоих играет Том Харди, "Безумный Макс", "Начало", "Темный рыцарь: Возрождение легенды"). Первый на вид вполне вменяемый, хотя и крайне жесток, а вот второй – настоящий психопат, у которого и диагноз имеется – параноидальная шизофрения.

Повествование при этом ведется от лица (или голоса) девушки вменяемого брата (Эмили Браунинг, "Корабль-призрак", "Лемони Сникет: 33 несчастья"). Все эти закадровые объяснения и сами по себе мало где по-настоящему уместны, а тут еще героиня, знаете ли, с самого начала "проспойлерила" всю интригу – что близнецы постепенно подомнут под себя Лондон. Сперва бедный (в прямом смысле) Ист-Энд, а потом и всё остальное. О чем зрителям вообще после этого переживать? Разве что о лондонцах.

Это очередной байопик в стиле "блеск и нищета куртизанок", только без куртизанок. Режиссер и весьма успешный сценарист Брайан Хелгеленд ("42", "История рыцаря") ступил на почву, где сравнения со Скорсезе и его сагами о гангстерах а-ля "Славные парни" или "Казино", напрашиваются сами собой. (Но не с Копполой, хотя манера говорить одного из близнецов напоминает дона Корлеоне). Место действия неизбежно навевает мысли о Гае Ричи и его портретах представителей лондонских криминальных структур. Но в любых сравнениях "Легенда" проигрывает просто потому, что проиграет сравнение с любым хорошо поставленным фильмом.

В ней не выдержан ритм, массу сцен можно вырезать без ущерба для смысла (Его, впрочем, и так негусто), огромные проблемы с созданием напряжения, потому что героям всё слишком легко дается, чтобы за них волноваться, а все жертвы слишком картонные, чтобы вызывать что-то, кроме самого рефлекторного сочувствия.

Главное и чуть ли не единственное достоинство фильма – Том Харди. Ну и режиссерские и операторские трюки (и, разумеется, некоторое количество спецэффектов), с помощью которых два героя в его исполнении одновременно появляются в кадре. (Напрашивавшаяся драка Тома Харди с Томом Харди имеется). Его братья очень разные не только по характеру, как бывают настоящие близнецы, но и внешне – в пластике, мимике (голос по дубляжу судить трудно, но у нас выкручивались, как могли, и вышло неплохо). Он так хорошо справился с двойной актерской работой, что местами просто забываешь, что это один актер.

Зато его рассказчица-возлюбленная – даже хуже, чем типичнейшая подружка-жена гангстера, которая страдает от недостатка внимания и начинает принимать какие-нибудь наркотики. Она вроде как должна представлять "нормальных людей", на контрасте с которыми видно, какие братья Крэй психопаты. Но она нормальная только в том смысле, что представляет серую массу. Как говорит ей неуравновешенный брат Крэй, ничего "в тебе нет и не будет, кроме члена моего брата". Это очень грубо, но не поспоришь. Что печально, потому что персонаж, по идее, центральный. Но всю её историю, включая закадровый монолог, можно убрать из фильма, и это никак серьезно не скажется на судьбе братьев Крэй.

Поэтому довольно странно, когда в конце её линию с Реджи Крэем пытаются преподнести как трагическую историю любви, потому что "он до самой смерти носил при себе два билета". Вполне реалистично, что кого-то не ценят при жизни, но любят после смерти. Но для мелодрамы героиня просто недостаточно важна и не раскрыта за два (!) часа. Просто абстрактная хорошенькая девушка в неудачных обстоятельствах.

Характеры для дружков и приспешников братьев тоже не посчитали обязательными, а такие замечательные британские актеры, как Кристофер Экклстон, Колин Морган и Дэвид Тьюлис, просто зря потрачены в мелких ролях.

Из достоинств ещё можно назвать подходящий саундтрек, замечательные костюмы и общую "стильность" декораций (правда, лондонский Ист-Энд 50-х внезапно выглядит подозрительно чистым и опрятным по сравнению с тем, что можно увидеть в британских костюмных драмах, вроде "Зовите повитуху"). И не оставляет ощущение, что картина нацелена на тех, кто будет восторженно восклицать "Винтаж!" при виде всех этих машин, причесок, платьиц, гангстеров в костюмах и прочего антуража. Только легкая атмосфера и гламур очень диссонируют с перемежающими их сценами жуткой жестокости. Возможно, для гламура лучше смотреть "Агентов А.Н.К.Л." или вообще настоящее кино 60-х.

А на "Легенду" стоит идти тем, кто считает, что один Том Харди – хорошо, а два – лучше. Любителей же кино про гангстеров и просто интересующихся темой скоро ждет "Чёрная месса" с Джонни Деппом.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-10-02/4480.html