ФОКУС ГОРОДА 11:20, 19.06.2015

"Головоломка". Заметки киномана

 Вам могут показать его состояние всякими трясущимися камерами, изображающими головокружение, или то, что он видит камерой "от первого лица". Могут показать ход его мысли во флэшбеках, снах и фантазиях. Можно, наконец, увидеть эмоции актеров. Но показать, что конкретно творится у него в голове (не в воображении, а в психике в целом), – задача такой сложности, что к ней редко подступаются даже суровые арт-хаусные творцы. Полнометражный мультфильм с рейтингом "6+" на такую тему – явление просто беспрецедентное.

Когда маленькая девочка Райли рождается, у неё в голове появляется первая эмоция – Радость, смахивающая на фею Динь-Динь из "Питера Пэна". Потом добавляются ещё эмоции-человечки: Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев. (Такой набор базовых эмоций + удивление авторам проекта назвал известный американский психолог и исследователь эмоций Пол Экман, на работах которого основан сериал "Обмани меня". Список, на самом деле, шире, но сколько персонажей можно запихать в голову ребенка?). Эмоции помогают Райли осваиваться в мире. Радость делает её счастливой, Страх – следит за безопасностью, Гнев борется за справедливость, Брезгливость бережёт от несъедобного. Только Печаль думает, что она не нужна.

И поскольку верховодит всем Радость, у Райли прекрасное детство (не считая брокколи), наполняющее память кучей золотистых шаров-воспоминаний. Но внезапно её родителям приходится переехать из чудесной (для девочки) Миннесоты в Сан-Франциско. Радость пытается сохранить позитивный настрой. Но события, такие обычные снаружи, переживаются внутри как настоящая трагедия (и для ребенка это так и есть. Вспомните свои детские печали и их причины). Так что очень трудно быть радостной. А тут ещё Печаль лапает всё, что ни попади, и превращает радостные воспоминания в грустные! А потом этих двоих вообще нечаянно затягивает куда-то в глубинные слои психики.

Что могут натворить с жизнью ребенка оставшиеся Страх, Брезгливость и Гнев? А уж как будут выбираться обратно в "командный пункт" (шикарно названный в оригинале "headquarters") Радость и Печаль? Особенно если Печаль ноет, бубнит и вообще только и делает, что мешает Радости? И зачем она вообще нужна?

В изображении внутреннего мира студия "Pixar" бодро зашла на территорию литературы, причем, местами даже не художественной. Потому что с одной стороны это полноценный "роман взросления" изнутри, а с другой он с потрясающей наглядностью показывает один из самых распространенных защитных механизмов психики – диссоциацию, или эмоциональное отстранение, когда из-за травмы чувства "замораживаются", словно бы исчезают. Когда боль настолько невыносима, что проще не чувствовать ничего, включая радость.

Это настоящее чудо – показать такое, да ещё обманчиво просто, понятно и смешно! Сам сценарий в меру беспрецедентен. Действие делится на внешнее и внутреннее. И малозначительные с точки зрения мироздания события вызывают бурю внутри. Такое доминирование внутреннего сюжета над внешним было бы обычным делом в какой-нибудь новой книжке Мураками, но в мультике с рейтингом "6+"…

О том, что внутренний мир существует, знают все (хочется верить), но как он выглядит? Никто раньше не изображал структуру психики (не воображение, не память, а прямо всю) на экране как, собственно, пространство, в котором можно двигаться, в котором происходит действие. Всё, что есть в этом внутреннем пейзаже, – это абстрактные понятия (отдельно прекрасен коридор абстрактного мышления в этом плане). И как выглядят воспоминания? Подсознание? Мысль? Идея? Отсюда потрясающие названия: Лабиринты долгосрочной памяти, Бездна забвения, Подсознание, Подкорка. В общем, лекция по устройству того, что у вас в голове, для чайников.

В техническом плане "Pixar" тоже продолжает поднимать планку. Эмоции здесь – не совсем плотные тела, а сгустки энергии и состоят из движущихся частичек со свечением. (Ну да, кого теперь удивишь шерстью и волосами?)

Режиссеры Пит Доктер, давно трудящийся в "Pixar" ("Корпорация монстров", "Вверх") и Роналдо Дель Кармен умудрились сделать что-то новаторское не просто в анимации, это новое слово в кино вообще. И всё это несмотря на давление мышиной империи, более известной как "Дисней", на которую они фактически работают, где ценится успешность, а не уникальность.

"Головоломка" очаровательная, захватывающая и полная сюрпризов и шуток (причем, не глупых, не пошлых и не избитых) с веселыми зарисовками того, что творится в голове мамы, папы и других людей (а также кошки и собаки). Но при этом она заставляет переживать по-настоящему. Тут не дежурное тыканье в зрительские психологические "кнопочки" очередным "мимими", а то, что вызывает подлинное сопереживание.

Потому что темы для размышления здесь актуальные для всех, у кого есть эмоции: детские драмы и травмы и необходимость их преодолеть, подавление негативных эмоций, требование сохранять "позитивный настрой", даже когда хочется плакать, и разрушающее влияние таких практик на психику. Наконец, взросление, одновременно ужасное и прекрасное. В каком ещё мультике вам покажут, что для всех эмоций есть своё место, и каждая имеет право быть, включая гнев и брезгливость, что принятие чего-то на первый взгляд не самого привлекательного обогащает жизнь, а не наоборот?

Луч света в темном (или, скорее, разноцветном) царстве шаблонной анимации про зверюшек, принцесс и взрослых, вроде "Симпсонов", студия "Pixar" делает мультики для всех. Это как лучшие детские книги – когда перечитываешь их во взрослом возрасте, они открываются с совершенно новой стороны. Так что смотреть "Головоломку" стоит мальчишкам и девчонкам, а также их родителям и всем, кто любит умное и необычное кино.

И вопрос на засыпку: так вы контролируете свои эмоции, или они вас?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-06-19/4267.html