Впрочем, биография китаянки Фан Сянлэй оказалась тесно связана с Россией. В прошлом году она окончила нижегородскую консерваторию, а сейчас трудится ассистентом-стажером в консерватории Санкт-Петербурга. Наверное, именно поэтому угадать в ее Марфе из "Царской невесты" Римского-Корсакова иностранку было так сложно – Фан пела на русском как на родном. Однако ни этот факт, ни статус главной "изюминки" Конкурса конкурсов в итоге не помогли. Китаянка уехала из Саратова без приза.
Во втором туре вокалисты должны были исполнить по одному произведению из русской и западноевропейской опер. В русской классике большинство выбрали Римского-Корсакова и Чайковского, зато в европейской разброс был куда шире.
В который раз была предпринята попытка исполнить арию Царицы Ночи из "Волшебной флейты" Моцарта. Диана Нурмухаметова из Башкирии, конечно, добралась до пиковых нот, но перейти на чарующий и недостижимый почти ультразвук не смогла. Каватина Людмилы, которая была исполнена второй, удалась ей лучше, поэтому диплом конкурса и 20 тысяч премии никому не показались удивительными.
Год от года угадать настроение членов жюри становится все сложнее. В этот раз казалось, что одна из трех главных премий должна достаться пермячке Наталье Кокориной. Она пела суховато, но академично, как, впрочем, и положено студентке. Шаблонность судьям, видимо, не пришлась по душе, правда, прилежность Кокориной все-таки отметили дипломом. Еще одной дипломанткой конкурса стала Элнура Самарбекова, солистка Кыргызского театра оперы и балета, максимально лирично исполнившая сцену письма Татьяны из "Евгения Онегина".
Самым юным участником Конкурса был Айдар Хайруллин из Башкирии. 23-летний студент неплохо исполнил арию Ленского, однако сорвал ключевые моменты в балладе Герцога из "Риголетто". В этот момент публика не смогла удержаться и одновременно выдохнула, переживая за тенора. Хайруллин с благодарностью принял аплодисменты и ушел за кулисы сам не свой.
Наверняка запомнился зрителям и колоритный бас из Армении Сергей Саргсян. Певец имеет настолько яркую наружность, что может играть Отелло без всякого грима. Однако как ни пытался он грустить в роли Старика и заигрывать с публикой, будучи Базилио, награды заслужить так и не смог.
Чтобы и судьи, и зрители имели возможность выбрать каждый своих фаворитов, на Собиновском фестивале разыгрывается приз зрительских симпатий. Награда за него порой превосходит даже губернаторскую премию, поэтому борьба идет нешуточная. Покорить саратовцев в этом году удалось Олегу Бадарацкому из Екатеринбургу. Фактурный певец, как и его коллега из Армении, исполнил легендарные басовые отрывки из "Алеко". Однако ария из "Севильского цирюльника" армянина проиграла куплетам Мефистофеля Бударацкого. Довольно ровное плюс атлетическое телосложение и искрящийся взор организовали для Бударацкого приз зрительских симпатий, а вместе с ним и поездку в Венскую оперу.
Что касается главных премий, то третье место и 50 тысяч рублей уезжают в Бурятию вместе с Мэргеном Сандаловым, а второе и 75 тысяч – в Кыргызтан вместе с Глебом Кимом.
Губернаторская премия и 100 тысяч гонорара достались Юлии Меннибаевой из Москвы. После выступления меццо-сопрано стало понятно, что она является одной из самых опытных участник Конкурса конкурсов. И дело здесь не в возрасте. Меннибаевой в 2013 году была финалисткой проекта "Большая опера" на канале "Культура". Пройдя испытание телешоу, певица выступала на Собиновском, кажется, без всякого волнения. Приглашенная солистка Большого театра России запомнится Саратову ариями Далилы и Марфы, а театр оперы и балета ей – криками "браво" и не стихающими овациями.