ФОКУС ГОРОДА 16:00, 21.05.2015

Блогер Григорий Махно: "Не хочу, чтобы шумиха вокруг моих фотографий перерастала в обсуждение социального явления"

Очередная волна обсуждений этого увлечения молодежи поднялась после того, как пользователь соцсетей под именем Григорий Махно опубликовал фотографии с крыши Саратовского театра оперы и балета. Чиновники и общественники уже высказали свое негативное отношение к поступку 18-летнего экстремала. "Фокус города" решил спросить самих руферов, чем их так притягивает высота и почему они поднимаются туда, несмотря на возможные негативные последствия.

У руферов, как у любой субкультуры, есть своя философия. Так, наш собеседник под ником Cain рассказал, что руфинг - не просто хобби, а своеобразная урбанистическая культура. Забраться на верхотуру, оказаться над улицами, которые днем переполнены людьми, наедине с городским пространством для них дороже всего. Свои ощущения руфер описывает как сходные с медитацией.

"По сути говоря, руферов правильнее называть фотографами, потому что они забираются на крыши, в основном, чтобы снимать. В этом их отличие от школьников, которые собираются на крышах и чем-то там занимаются, распивают алкоголь. Они-то и портят репутацию урбанистического сообщества. В отличие от них руферы никогда не занимаются вандализмом: там, где возможно попасть на крышу без разрушений, они не будут ломать замки", - сообщил Cain.

По словам молодого человека, нельзя принимать руферов и за экстремалов: "Я вот, например, вообще высоты боюсь. Приходится в себе этот страх переламывать. Другое дело, что страх нерационален, можно и с велосипеда упасть, если бояться".

Такой же точки зрения придерживается и руфер, называющий себя Григорием Махно. "Что мной движет? Хочется делать фотографии с точки, с которой никто еще не видел, и показывать это другим. Многие лазят, но не все выкладывают фотографии, оставляют их для себя. А мне все-таки хочется с другими поделиться своими впечатлениями, эмоциями".

По его словам, он начинал "покорять высоты" со строящихся домов на окраинах города, однако со временем это ему стало неинтересно. Хотелось посмотреть и на исторический центр с нового ракурса. Острые ощущения, связанные с риском и высотой, со временем притупились, и наверху он теперь соображает только о том, как сделать более интересные снимки. По словам Махно, известность которого выросла благодаря журналистам, личная слава его не интересует, хотя все же популярность своего блога в "Живом Журнале" его волнует.

Руферы утверждают, что среди них есть своего рода соревнование - кто первым заберется на новую вершину. Так было, например, с монументом "Журавли", куда в прошлом году дважды забирались любители эксклюзивных видов. Махно тогда переживал, что долго откладывал подъем и в результате оказался не первым. "Тот, кто первый залез, пожинает плоды своей славы. Те, кто залезает потом, не получают такого отклика, даже если у них хорошие фотографии. Если место становится "баяном", фотографии с него становятся уже неактуальными. Они могут быть актуальными среди обычных людей, но среди руферов уже не котируются".

В Саратове, по словам собеседников, осталось мало крыш, на которые не ступала нога "урбанистов". Поэтому каких-то новых головокружительных свершений от местных руферов они не ждут. Вообще, серьезно увлекаются проникновением на крыши всего несколько человек. Гневные оклики после "покорения" театра оперы Махно удивили: на этой крыше, по его словам, перебывали уже все, кто только мог. "Я ничего не ломал, не рисовал, от скульптур руки-ноги не отламывал, просто сфотографировал и показал изнанку театра", - считает блогер. 

На вопрос, чувствуют ли они какой-то груз ответственности от того, что делают, не боятся ли, что поселят в чьих-то неокрепших умах тягу к неоправданному риску, руферы отвечают - нет. У каждого человека должна быть своя голова на плечах, говорят они в один голос. "Не только я один этим занимаюсь, в интернете есть куча фото и видео. В те места, на которые я залезаю, неподготовленный человек вряд ли попадет", - говорит Махно, хотя отмечает, что каких-то особых альпинистских навыков для этого и не нужно.

По мнению Cain, негативная реакция общества связана прежде всего с тем, что посторонние люди боятся ответственности за возможные последствия таких несанкционированных "восхождений". После того, как Махно залезает на то или иное сооружение и снимки попадают в СМИ, там на время усиливают охрану, закрывают вход. Однако ставить какие-то дополнительные препятствия и системы охраны на старые здания никто не будет, считают руферы, - это дорого стоит, да и не целесообразно.

"Шумиха вокруг моих фотографий мне не нужна, потому что она перерастает уже из творчества в обсуждение какого-то социального явления. Мне хочется, чтобы на это смотрели в другом ключе, не как на акт хулиганства и получение каких-то эмоций, а именно как на творчество", - подчеркивает Махно.

Предлагаем читателям посмотреть на город глазами руферов в фоторепортаже ИА "СарБК".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-05-21/4217.html