Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Победный вояж "речного танка". В Саратов приплыл единственный в мире ходовой бронекатер Великой Отечественной войны

  • 15:00, 5 мая 2015
  • Комментариев[0]
В Саратов прибыл бронекатер, который является копией "речного танка", принимавшего участие в обороне Сталинграда во время Великой Отечественной войны. Он создан на тольяттинском судоремонтном заводе усилиями энтузиастов, входящих в клуб Wreck.ru, который занимается погружениями на затонувшие корабли.
Победный вояж "речного танка". В Саратов приплыл единственный в мире ходовой бронекатер Великой Отечественной войны

30 апреля судно вышло из Тольятти и за это время успело побывать в Сызрани, Самаре, Балакове, Вольске. В Саратов они прибыли немного раньше, чем планировалось. "Прицепились по дороге к барже, она нас быстро отбуксировала", - пояснил руководитель экспедиции "Речные танки Сталинграда" и всего процесса реконструкции Александр Елкин. Это позволило экипажу немного отдохнуть - за пять суток они прошли более 500 км, нести вахту приходилось и ночью.

До бронекатера пришлось добираться по палубам судов, пришвартованных у причала линейного отдела полиции по речному порту. Как пояснил Елкин, речная полиция оказывает содействие экспедиции на всем ее протяжении. Вот и в Саратове они приняли судно и обеспечили электричеством и охраной.

На Набережную Космонавтов бронекатер причалит завтра, 6 мая, в 9.00. Пока же экипаж судна, состоящий из 12 человек, отдыхал, готовился к встрече с саратовцами, ел свежекопченую рыбу, им же пойманную в Волге. В частности, пришлось менять резиновые уплотнители на палубных люках. "Судно было сброшено всего лишь за 6 дней до того, как оно вышло на маршрут. У нас накопилось множество ремонтных работ. Нам предстоит идти по морю ("морями" речники называют большие волжские водохранилища. - Е. Т.), волны там большие, а внизу жилые помещения и таранный отсек. Боимся начерпать воды", - объяснил необходимость временной стоянки капитан бронекатера.

На борту бронекатера собрались разные люди - от автослесаря до бизнесмена. Есть двое 14-летних юнг. Взрослых участников экипажа объединяет увлечение дайвингом. В течение 15 лет клуб Wreck.ru исследовал затонувшие суда. За это время накопился целый музей артефактов с катеров Великой Отечественной. "Если бы мы повесили их на стенд в музее, было бы некрасиво. Поэтому мы воссоздали единственный в мире ходовой бронекатер. Их существует порядка 13 единиц, и все они стоят как памятники, без двигателей и без оборудования. Наше же судно можно потрогать руками, можно посмотреть, как жили матросы. Мы постарались воссоздать все - начиная с внешнего вида катера и заканчивая бытом и даже кухней матросов", - рассказал Елкин.

Конечно, приходилось вносить и кое-какие изменения. Например, оригинальная башня катера - та же, что использовалась на танках Т-34, весит 4,5 тонны. Поднять такую махину со дна непросто, нужно нанимать специальную технику. Поэтому решили ограничиться башней Т-28, тем более, что именно с такими башнями "речные танки" ходили в начале войны. Она весит уже порядка 800 кг, благодаря чему судно не перегружено.

Пришлось укоротить судно на 2 м, так как катера длиной более 20 м необходимо ставить на речной регистр, а для этого требуются отдельные деньги. Члены клуба восстанавливали бронекатер на свои кровные, без помощи каких бы то ни было бюджетов. Правительство Самарской области профинансировало им пошив одежды. По словам Елкина, она тоже максимально аутентичная. На форме речников нет погон - они появились только в 1943 году. Помимо кителей и тельняшек, в комплект обмундирования входит еще несколько вещей, включая свитеры и кожаные шлемы, необходимые для защиты от брызг и дождя.

В целом судно представляет собой компиляцию из частей бронекатеров БКА-73, который как раз и является судном, принимавшим участие в Сталинградской битве, и БКА-334. Судно снабжено двумя макетами крупнокалиберных пулеметов ДШК, оригинальными штурвалом, прожектором, винтом, фрагментами навигации. На борту находится музей подводных находок клуба.

Пришлось также немного поднять в катере потолки. Наши предки были более приземистыми - высота трюма составляла всего 1,5 м. Зато намного более выносливыми - жить в железном брюхе катера приходилось в любую погоду, отопления никакого не было, как и матрасов на жестких деревянных настилах. Основной задачей "речных танков" был прорыв под огнем противника, охрана конвоев, переправа личного состава. "Мы восстанавливали конкретный бронекатер, у которого была своя история. Служили на этом катере наши земляки. Так что для нас это не просто реконструкция, а это личная история. У меня дед воевал, потерял ногу", - рассказал механик судна Альберт Патрушев.

В Балакове плавучий музей посетили 900 человек, в Вольске - около тысячи. Саратовцам экипаж обещает не просто возможность взойти на борт и потрогать реликвии военных лет, но и целое представление - судно будет "палить" из орудий. На набережной катер пробудет до 16 час. и затем отправится вниз по течению в Камышин. 7 мая они рассчитывают прибыть в Волгоград, где примут участие в параде по случаю 70-летия Победы.

Александр Елкин рассказал "Фокусу", что в следующем году клуб снова планирует прибыть в Саратов с экспедицией, для этого планируется восстановить еще одно судно. Обещано, что новая экспедиция будет еще более зрелищной.

Автор: Евгений Трухачев
Похожие материалы
  • 08.05.2014, 13:54 "Братцы, братцы, пристрелите..." Следопыты пойдут на поиски саратовского солдата В преддверии великой даты - годовщины Дня Победы в Великой Отечественной войне - принято говорить о тех, кто "не вернулся из боя", вспоминать подвиги, перебирать старые фотографии, письма-треугольники. И их - тех, кто "убит подо Ржевом, в безымянном болоте..." по-прежнему много. И пока мы говорим, перечитываем, вспоминаем, ребята из отряда "Искатель", возглавляет который учитель истории школы N4 Энгельса Галина Гарибян, продолжают искать: останки, медальоны, чьи-то потерянные семейные истории...
  • 25.07.2013, 10:13 Алексей Прокопенко на допросе: "Когда я начну бумажечками подкладываться, мне надо перестать руководить городом" Сити-менеджер Алексей Прокопенко, который обвиняется в злостном неисполнении решений судов, согласился ответить на вопросы прокуроров. Напомним, ранее он допрашивался стороной защиты и судьей Еленой Ледневой. Чиновник пожелал "общаться" в судебном заседании с представителями надзорного ведомства, заручившись их обещанием, что никаких новых доказательств его вины у них не будет. Прокопенко допрашивали более двух часов. Вот некоторые вопросы и ответы, на которые Алексей Прокопенко отвечал во время двухчасового допроса.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 мая 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x