ФОКУС ГОРОДА 10:20, 17.04.2015

"Территория" вместо "Номера 44". Заметки киномана

Как и одноименный роман Олега Куваева, он рассказывает про суровых бородатых геологов в свитерах, которые в 60-е (в книге в 50-е) ищут золото на русском Севере и Дальнем Востоке. Их хотят выгнать с территории под названием "Территория" и отправить в другое место, потому что годы идут, а золота там не находят, а стране срочно оно нужно и срочно (и побольше!).

Но самый суровый и беспощадный (ради достижения цели. А вообще он порядочный и идейный!) главный инженер (Константин Лавроненко, "Изгнание", "Возвращение", "Ликвидация") говорит, что золото на Территории есть! Теперь ему надо заставить разношерстную компанию подчиненных за сезон его найти. Так что трудятся они не корысти ради, а пользы для.

Тут можно увидеть, что напрасно называют Север Крайним, потому что он бескрайний. И создатели нам его дарят. И, видимо, думают, что это настолько прекрасный подарок, что такие мелочи, как грамотно законченные сюжетные линии, персонажи, которые раскрываются в действии, как положено в кино, а не в декларативных заявлениях о собственном характере и в закадровом тексте, ритм повествования чуть быстрее смены времен года и грамотно выстроенная интрига – это всё от лукавого и не обязательно.

Ну, Север прекрасен, спору нет. Но в итоге выходит фильм о дикой природе, а всё сюжетные линии персонажей просто теряются на фоне бесконечно прекрасных пейзажей.

Это не первая экранизация романа, есть фильм 1978 года, а ещё по нему кто только не ставил спектакли. Что говорит о годности материала для адаптации. Так что проблема в адаптаторах, а не в первоисточнике. Режиссер Александр Мельник ("Новая Земля"), сам поработавший на северах, предмет свой, безусловно, любит. И поэтому в какой-то момент он словно теряет меру, и ему жалко резать полученные за несколько лет съемок 70 часов отснятого на пленку(!) материала. В итоге, выходит пугающий по нынешним киномеркам хронометраж – практически три часа.

Такое себе можно позволить, только если у вас есть хоббиты с трансформерами, или если вы – Мартин Скорсезе и умеете собирать сюжет, как часовой механизм.

Но тут кто-то ищет, кто болеет, кто-то любит, кто-то страдает, даже северная эротика с одной чукотской девушкой (и не отсебятина ведь!) есть. Но сюжет, как поселения на Крайнем Севере, – точки посреди местной природы. А она там главный персонаж, причем, благодаря приличному саундтреку, самый выразительный.

Из остальных на настоящих людей (не с большой буквы, этих там выше крыши, а тех, которые существуют не в романах) похожи только циничный герой Евгения Цыганова ("ПитерFM", "Прогулка", "Битва за Севастополь") и парочка личностей с сомнительными биографиями. А все горные инженеры, золотоискатели и прочие люди экзотических профессий в исполнении вполне приличных актеров, вроде Егора Бероева ("Турецкий гамбит", "Адмиралъ", "Мамы") или Григория Добрыгина ("Черная молния", "Как я провел этим летом") такие положительные, что были бы на месте в советском кино (и то не в каждом). Но в современном они выглядят недостаточно психологически проработанными.

Виноваты в этом диалоги. Они звучат, словно их перенесли из книги в фильм с бережностью, с какой Шекспира не каждый раз переносят. Ну, или геологи в 60-е, побродив по тундре в благоговейном молчании перед матушкой- природой, забывали, как обычные люди общаются. Разговоры про мечту банальными фразами и философию борьбы со злом прямиком из Вольтера, конечно, случаются в реальной жизни. Но уже в ней они редко звучат не наигранно. В кино же они требуют ювелирной постановки, чтобы звучать нормально. А ювелирность явно ушла на другие вещи.

И не важно, что герои тут и поедут, и помчатся на оленях утром ранним, и отчаянно ворвутся прямо в снежную зарю. Стать интереснее пейзажа дольше, чем на три минуты, всё равно практически никому не удаётся.

Зато это был бы неплохой наш ответ Новой Зеландии. Потому что панорамные вертолетные съемки плато Путорана и бухты Провидения на Чукотке специально привезенной из Франции аппаратурой демонстрируют пейзажи, в которых "Властелин Колец" смотрелся бы более, чем уместно. А то и инопланетный "Интерстеллар". Но это если бы у нас не забыли, что фильмы Питера Джексона и Кристофера Нолана не только пейзажами славятся.

Если это была попытка поднять местный туризм (и заманить людей на Север, в перспективе. Не даром в спонсорах Министерство природных ресурсов, Роснедра и Русское географическое общество), то сначала было бы неплохо создать условия для путешествия в эти сказочно прекрасные места. А то в Новую Зеландию попасть проще.

Но если вам уже нравится роман, Крайний Север, Дальний Восток и геологическая романтика (соответствующие песни в саундтреке имеются), фильм вполне может прийтись вам по вкусу. Он неплохой и безумно красивый, его просто подпортила любовь создателей к теме и первоисточнику. Хотя если "Территорию" всё-таки освоить, простите, осилить, эту любовь можно понять. Посмотреть на неё в кино стоит просто потому, что на большом экране это непередаваемо прекрасно. И это же главный повод его смотреть вообще – живьем вы эти места вряд увидите. Если, конечно, не вдохновитесь пойти в геологи после него.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-04-17/4151.html