Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Всеволод Шиловский и "анчутки" побывали в Саратове. Ужин, орден Ленина и первый в СССР сериал

  • 16:26, 31 марта 2015
  • Комментариев[0]
В Саратове стартовал новый проект театра магии и фокусов "Самокат" - "Театрал". В минувшие выходные прошли творческие встречи с артистом театра и кино, актером МХАТа, профессором ВГИКа, народным артистом России Всеволодом Шиловским. Его ученики - выпускники ВГИКа - трижды показали дипломный спектакль – французскую комедию "Блэз" по пьесе Манье.
Всеволод Шиловский и "анчутки" побывали в Саратове. Ужин, орден Ленина и первый в СССР сериал

Всеволод Шиловский – народный артист России, кинорежиссёр, педагог. В Саратов он привез студентов актерской мастерской во ВГИКе, которых ласково называет их "анчутками". Они сыграли дипломный спектакль "Блэз" по пьесе французского писателя Клода Манье.

Перед выступлением актер театра и кино поблагодарил со сцены руководителя саратовского театра магии и фокусов "Самокат" Сергея Щукина за приглашение. А также поприветствовал свою однокурсницу – актрису театра и кино, народную артистку России, режиссёра и театрального педагога Римму Белякову (в 1961 году оба окончили школу-студию МХАТ) и подарил ей на память фильм про самого себя "Уходящая натура" с подписью "Риммуле, талантливейшей женщине. Твой Севка". После чего Всеволод Шиловский провел встречу со зрителями.

О творческой деятельности
- Мне повезло, что меня сразу взяли во МХАТ. Там трудились великие актеры. Это счастье, что я оказался рядом с ними. Мне давали разноплановые роли, верили, что я смогу хорошо сыграть.

К 100-летнему юбилею Станиславского мне дали роль Керубино ("Женитьба Фигаро"). Я похудел на 27 кг, чтобы влезть в костюм героя, которого раньше гениально играл народный артист РСФСР Александр Комиссаров.

В спектакле по пьесе Горького "На дне" я сыграл Костылева. Я был молодым, а мой персонаж – древним стариком-гаденышем. На меня накладывали много грима. Черепушка была лукообразной, провальный нос, выпавшая челюсть и реденькая бородка. Руки тряслись, потертый лапсердачок, сапожки... Одним словом, гнида. Раздавишь и дальше пойдешь… Роль Луки сыграл великий Алексей Николаевич Грибов. Он очень хорошо ко мне относился. В спектакле у нас была своя сцена. Находясь на 2 этаже, я противным голосом непрерывно читал молитву "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,..". А Грибов в это время был на 1 этаже и пел русскую песню.

С этим спектаклем мы поехали на гастроли в Японию. Там мне Алексей Николаевич сказал: "Слушай, юное дарование, я уже 40 лет играю эту роль. Мне скучно. Давай попробуем, кто кого перепоет". Я ответил ему, что мне неудобно. В Японии был потрясающий успех. Я даже почувствовал славу. Японцы не верили, что молодой человек (а я был симпатичным, с шевелюрой), может сыграть такого отвратительного старикашку. На одном из спектаклей я обнаглел. Когда была наша сцена, я заголосил молитву. В зале – смех и аплодисменты. Алексей Николаевич от неожиданности забыл текст. Он озверел. А я по молодости обнаглел и сказал, что текст нужно учить лучше. Спектакль закончился. Ко мне подошел Грибов. Была долгая пауза. Я понял, что все "провалил" и меня незамедлительно отправят домой. Грибова все побаивались, даже Янсон. И вдруг Алексей Николаевич говорит: "С меня ужин". Для меня это было как орден Ленина. Я победил самого Грибова!

В 1971 году я сделал первый в Советском Союзе телевизионный сериал (17 серий) "День за днем". Там играют уникальные старики – 144 актера из 11 московских театров. Звучат популярные для того поколения песни. Это – грандиозная мелодрама, в которой люди живут одной большой семьей – в коммуналке. Они по-настоящему умеют дружить и любить. Фильм стал допингом для людей. Я получил 300 000 писем от зрителей. Пока ни один современный сериал не смог победить мою "мыльную оперу". Потом были и другие сериалы, фильмы. Изначально я был антикиношником, принципиально не снимался, хотя уже с 1 курса нас "пасли". Но я в этом никогда не участвовал.

Потом так сложилось, что МХАТ прекратил свое существование. Действительно, не может быть двух Саратова, Москвы, двух Василиев Блаженных и двух Кремлей. Как можно все это разделить надвое? И я резко ушел в кино, сыграл более чем в 150-и картинах и получал кайф от работы, так как режиссеры были потрясающие. Один Петр Тодоровский чего стоит! Он в каждом фильме предлагал мне разноплановые роли. Например, в "Военно-полевом романе" он хотел, чтобы я сыграл заместителя председателя исполкома Новикова. Потом эту роль исполнил Виктор Проскурин, замечательный артист. Петр Ефимович говорил, что я командовать должен, а я попросил роль ухажера Гриши, чтобы тоже "командовать" Натальей Андрейченко. Он сначала возражал и сказал, что там роль на 2 съемочных дня. Это было его главным аргументом. А я ему: один лейтенантик – это целое поколение, которое вернулось с войны с регалиями в мирную жизнь, где трудно и не совсем понятно. Не все солдаты смогли найти свое место в новой жизни. Одни спивались, другие попадали к бандитам. Тодоровский сам был на фронте, получил контузию. Он меня внимательно выслушал и сказал: "Давай попробуем". Так я был утвержден на роль Григория. Позже я получил письмо от одного фронтовика, который писал "….сынок, откуда ты нас так хорошо знаешь?..". Высшей похвалы для артиста и быть не может.

Что касается режиссуры, я снял подряд шесть больших фильмов: "Избранник судьбы", "Кодекс бесчестия", "Блуждающие звезды", "Линия смерти", "Миллион в брачной корзине", "Приговор". В них можно полмира увидеть: Франция, Германия, Америка, Средняя Азия. В съемках были заняты удивительные артисты – большие мастера. Обожаю талантливых людей, люблю открывать в актерах что-то неизвестное и показывать их новые грани, которые им не были свойственны.

Мне везет. Меня окружали и окружают таланты. Мне сопутствует удача. Без нее, зачастую, великие актеры сходят на "нет". Для нашего ремесла нужен тренаж: режиссеру – спектакли, актеру – роли, а так как я сразу в нескольких ипостасях, сценарист, режиссер, актер и педагог, то мне живется полегче. Я всю жизнь борюсь за достоинство Его Величества – артиста. Если кто-то при мне пытается где-то унизить или оскорбить кого-то..., характер у меня плохой, вспыльчивый. И уже не имеет никакого значения, кто передо мной и, независимо от ранга, от меня получают по полной программе. Тем более, сейчас, когда мне 77…

О спектакле "Так победим"
В МХАТе долго не разрешали показывать спектакль режиссера Олега Ефремова по пьесе "Так победим" драматурга Михаил Шатрова. Споры "за" и "против" шли на разных уровнях. Потом предложили передать пьесу Леониду Ильичу Брежневу. Никто и предположить не мог, что Брежнев не только разрешит, но и приедет посмотреть.

О том, что Генсек прибудет во МХАТ, руководство театра не знало. Потом, когда приехало много техники, убравшей горы грязного снега вокруг театра, появились люди в спецодежде мылом оттиравшие ступени, стены и двери, стало ясно, что следует ждать высоких гостей. Параллельно в здание театра прибыли сотрудники девятого управления (КГБ), они проверяли связь и напутали с коммутацией.

11 марта 1982 года Брежнев вместе со всем Политбюро приехал в театр. Высоких гостей разместили в правительственной ложе.

Когда спектакль начался и Калягин, игравший Ленина, боком тихо вышел на сцену, блеснув лысиной, Брежнев, спросил у рядом сидевшего Громыко (министр иностранных дел СССР), почему не приветствуют вождя, надо? Громыко ответил, что не надо. По залу пронесся шепот. Оказалось, что все реплики вождя в ложе слышали актеры и зрители, а сам Генсек ничего не слышал. Все это произошло по вине специалистов "девятки", которые перепутали коммутацию. Зрители отвлеклись от спектакля и стали смотреть, что происходит в ложе, из которой звучали нелепые вопросы, но смеяться было нельзя. Например, Георгий Бурков играл роль рабочего. По сценарию он стоял спиной к Генсеку. Когда Брежнев произнес, что не слышит, что говорят, Бурков повернулся к ложе и еще раз громко произнес свой монолог.

Услышав фамилию Арманда Хаммера, Леонид Ильич спросил, что делает на сцене американский предприниматель. Громыко объяснил, что это не Хаммер, а просто аллегория, после чего Генсеку все стало ясно.

Во втором акте Брежнев вместе со свитой (члены Политбюро) покинул ложу. Актеры решили, что вождю игра не понравилась, спектакль провален. Но через 15-20 мин. довольный Брежнев вернулся и произнес: "Молодцы!"… Актеры оживились. А Генсек продолжил, "футболисты" (оказалось, что в тот день тбилисское "Динамо" играло с поляками).

В тот же день, спектакль еще не закончился, а по ТВ в программе "Время" уже передали, что Леонид Ильич побывал во МХАТе на спектакле "Так победим".

О Людмиле Гурченко
Являясь президентом фестиваля "Золотой феникс", я пригласил в Смоленск Людмилу Гурченко с фильмом, который она сняла, и в котором сама сыграла. Встреча на фестивале оказалась последней... Что такое мужество громадного человека и блистательной актрисы?

Тогда она плохо себя чувствовала, НО ПРИЕХАЛА! Тысячный зал полон, я объявляю ее просто, без всяких званий – Людмила Гурченко. Зал взорвался. Вы бы видели, что с ней стало. Вышла мощная актриса и сорок минут держала зал. Танцевала со зрителями на авансцене, потом сказала: "Хватит. Давайте смотреть премьеру". Фильм закончился. Потом Гурченко еще полчаса выступала, отвечала на вопросы и юморила со страшной силой под шквал аплодисментов. В такие моменты, когда видишь глаза зрителя, который хочет видеть тебя, уходит возраст, забываются болезни. Зрителю хочется смотреть на тебя и слушать. Без таких секунд ты не можешь существовать. Это самая главная награда... На этом фестивале был последний выход Людмилы Марковны в "свет".

О педагогике
Когда меня взяли во МХАТ, мне повезло, я играл и параллельно работал ассистентом в Школе-студии у Василия Петровича Маркова. А мои первые студенты, которых я пытался приучить называть меня Севой, обращались ко мне "Всеволод Николаевич". Они были моими ровесниками: Меньшиков, Мягков, Вознесенская, потом Быкова – сейчас Алентова, Караченцев, Киндинов…

По себе знаешь, что студенты не прощают тому и того, кто им мало уделяет внимания. Ты должен быть современнее их, и не играть, а действительно чувствовать себя современнее, хотя бы на миллиметр быть впереди них. Это прежде всего. Также нужно быть требовательным к себе, а потом уже к ним, тогда они все простят. Их глазенки – будто допинг. Они смотрят на тебя и верят. Это самое дорогое. А самое главное – ты не имеешь права стареть. Я спокойно работаю по 12-14 часов в сутки. Одновременно и съемки, и 6 раз в неделю педагогика.

Я пытаюсь воспитывать своих учеников так, чтобы они стали настоящими мастерами, чтобы не было самодеятельности, чтобы они ничего не боялись и шли по тернистому, но сладкому пути.

О ТВ
Мне повезло, что я оказался в МХАТе среди стариков-гениев. В жизни – обычные люди. И ни у одного журналиста не поднялась бы рука написать плохо про Грибова, Яншина, Массальского, Александрова, Тарасову, Зуеву, Еланскую.

А сейчас? В телепередачах идет сплошная чернуха: кто, как и с кем живет, рассказывая о знаменитостях, вытаскивают наружу грязное белье. Нас практически довели до плинтуса. Эта чудовищная эстрада, "страшилки" по ТВ, где мордобой и насилие. А если выходит приличный сериал – это "звездочка". Ведь у нас много хороших выдающихся артистов, но для них нет ролей. Есть потрясающие режиссеры разных поколений, но у них нет работы. Есть грандиозные сценаристы, но они не востребованы.

То, что сейчас происходит на ТВ и вокруг ТВ – кощунство и святотатство. Например, внесение поправок в закон о запрете мата в литературе, спектаклях, кино… За это ратуют те, среди которых есть один, что постоянно говорит о Боге! Чего они добиваются? Чтобы наши внуки и правнуки через телевидение учились нецензурной брани? Мата и в жизни предостаточно. Почему-то настоящие гении обходились без такого "нематериального культурного наследия". Вспомните "Войну и мир", Шолохова, Тодоровского. Их герои тоже могли погорячиться. Но у авторов и в мыслях не было – прибегнуть к мату. Мы дошли до цинизма. Матери и учителя протестуют. Но кому-то это нравится. Я с этим борюсь, ору, насколько хватает моих сил. Может быть, что-то сдвинется в нормальную сторону.

О культуре и Саратове
С годами понимаешь, насколько стремительна жизнь. Проходят периоды, вспоминаешь, что это мог бы сделать, там чего-то добиться, здесь победить. Но не хватило силы воли, желания, не хотелось ссориться. И начинаешь себя выжигать.

Я надеюсь на Русь. У нас есть внешняя культура – высшее образование. А есть внутренняя культура России. Идешь по деревне, а тебе навстречу мужик, говорит "здрасьте" и идет дальше. Я проехал всю Россию от Дальнего Востока до Калининграда. И, к счастью, эта внутренняя культура "сидит" в народе, и он ее никому не отдаст. Что бы с нами не делали, мы ее все-равно сохраним. А уж в таком культурном микрополисе, как Саратов, тем более.

Почему и как я здесь оказался? Меня пригласил потрясающий человек невероятной чистоты, фанатик искусства, создатель театра, в котором я выступаю, Сергей Владимирович Щукин. Ему удалось "пробить" это помещение. Нашлись, к счастью, чиновники, верящие в него. И их счастье, что у них есть Сергей Владимирович. Я глубоко благодарен этому человеку – талантливому актеру, режиссеру и руководителю. Хорошо, когда в городе есть такие преданные искусству люди.

Автор: Дарья Августовская
Новые материалы
  • 06.05.2024, 16:22 Гороскоп на май. От Марии Билат

    Наступивший май, по прогнозам астрологов, обещает быть месяцем, когда "звёзды и планеты решили слегка пошалить". Те самым напомнить, что жизнь - это не только постоянная работа, но и возможность для и отдыха.

  • 03.05.2024, 14:57 Сериал "Я знаю, кто тебя убил". Заметки киномана

    Название сериала вас обманывает. Вы ждете детектив, а это психологическая драма. Потому что с первой серии понятно, кто кого убил. Но драма довольно необычная - и мстят за сестру (а не за жену или ребенка), и способ выбирают... неочевидный.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 31 марта 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x