ФОКУС ГОРОДА 11:15, 27.03.2015

"Призрак". Заметки киномана

Почему очередная "передача из жизни привидений" заслуживает внимания? Ну, в роли привидения у них Фёдор Бондарчук, умный, красивый, в меру упитанный мужчина, ну, в полном рассвете сил! (с) "Да, но на телевидении такого добра хватает!" – скажете вы. И будете, разумеется, правы, но ведь он же ещё и талантливый! Как актер, по крайней мере.

Авиаконструктор (Фёдор Бондарчук, "Даунхаус", "Статский советник", "Адмиралъ") только что завершил огромной важности проект – создал уникальный инновационный и очень стильный самолет. (Разумеется, в реальности он не существует. У нас же научились рисовать компьютерную графику!) Теперь ему осталось только показать его на авиасалоне в Жуковском, и правительственный тендер у него в кармане.

И тут, практически за неделю до триумфа он в нетрезвом состоянии погибает в автокатастрофе. Дело всей его жизни стремительно летит коту под хвост. Ведь у него, как водится, есть конкурент, который при случае не стесняется опуститься до нечестных, а то и до незаконных действий, чтобы получить тендер.

Защитить его детище некому: женщина, с которой он жил, но которой изменял, по задумке сценаристов, ведет себя как-то странно для профессионала. Лучший друг, которого он шпенял всю жизнь, наконец, освободился от гнета и думает уйти работать к конкурентам. А призрака никто не видит и не слышит, кроме одного мальчика (Семен Трескунов, "Чемпионы", "Мамы"). И вот призрак, весь такой лидер, альфа-самец и, вообще, главный бабуин, вынужден искать помощи заикающегося ботанистого подростка, над которым все смеются.

Зачем призраку мальчик, понятно, а вот зачем мальчику призрак? Ну, тот же был заядлым плейбоем! Он может помочь ему с женщинами! Мальчик, конечно, гораздо больше заинтересован в завоевании одноклассницы, чем в прелестях самолетостроения, но у призрака на всё про всё 9 дней. Так что первым делом самолеты! Ну, а девушки? А девушки потом!

Недоработок и сюжетных ляпов в фильме хватает. Например, авиаконструктора почему-то хоронят на первый день, хотя ничто не намекает, что он правоверный мусульманин. А некоторые авиационные ляпы даже далеким от темы людям могут быть заметны. Хотя бы потому, что покойный авиатор на полном серьезе выдает, что "главное – взлететь".

А за уроки по завоеванию женщин в фильме, рассчитанном на такую широкую аудиторию, сценаристов хотелось бы стукнуть. Даже трудно сказать, что какая мысль губительнее: "девочки ценят не тех, кто делает им рефераты, а тех, кто не ценит их" или "ты доминируешь, она подчиняется", со сверхзвуковой скоростью относящая человечество на 50 оттенков серого назад.

Идея с призраком и недоделанными делами, разумеется, не нова. Кроме известного у нас "Приведения" с Патриком Суэйзи (которому в картине отвесили трогательный реверанс) и Вуппи Голдберг, есть ещё масса подобных картин и сериалов. Так что фильм много чего напоминает. Но, кстати говоря, не кажется откровенно списанным. И, главное, он очень радует по основным критериям: здесь действительно грамотно написанный сценарий с проработанными героями и диалогами, напоминающими нормальную речь соотечественников этого столетия.

Режиссер Александр Войтинский ("Чёрная молния", "Ёлки", "Джунгли") умело ведет повествование, так что ничего не провисает. Авиационная сюжетная линия добавляет картине динамики. Хотя правдоподобность пилотирования самолета, которым никто, кроме создателей, не может управлять, обычным школьником остается на совести сценаристов. Российская реальность в фильме, конечно, не самая реальная, но и не такая искусственная, как в "Ёлках".

Это дополняет хорошая работа оператора, замечательно подходящий под действие саундтрек и уместные спецэффекты (Хотя прессе не стоило сильно заострять на этом внимание. У нас через стены ещё в "Чародеях" спокойно ходили. Это не какой-то прорыв для кино).

Бондарчук, может, и не лучшее в мире привидение с мотором, то бишь, с самолетом, но он очень органичен в этой роли. Другие актерские работы тоже радуют, особенно Ксения Лаврова-Глинка ("Папа", сериал "Закрытая школа") в роли мамы мальчика – за десять минут на экране можно увидеть целую судьбу. А уж сам мальчик – просто прелесть! У Семена Трескунова с Бондарчуком вышел на редкость обаятельный дуэт (Привет, Малыш и Карлсон!).

Это действительно приятная комедия. Смешная (бывает же!), но не пошлая и не вульгарная, да ещё и с "мыслёй" и массой полезных посылов. Например, о важности мужчин и их ролевых моделей поведения в жизни мальчиков и о том, что мужчинам иногда нужны сыновья, чтобы оценить жизнь по-новому. Отдельно радует пропаганда науки и интереса к авиации.

Если не в кино, то по телевизору "Призрака" вполне можно посмотреть. Он очень выгодно отличается на фоне других отечественных комедий. До классики жанра, отечественной или зарубежной, он, может, и не дотягивает, но смотреть приятно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-03-27/4098.html