ФОКУС ГОРОДА 15:46, 04.02.2015

Коллапс на рынке российской печатной продукции. Эксперты говорят о ценовом сговоре ЦБК

В конце прошлого года печатные СМИ столкнулись с резким ростом расходов на закупку бумаги. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров попросил помочь в решении проблемы премьер-министра Дмитрия Медведева. В письме к нему он сообщил о возможном коллапсе в печатной отрасли, который может привести к снижению объемов выпуска полиграфической продукции, сокращению персонала редакций СМИ и возможным проблемам с закупками учебной литературы. "Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) пытаются максимально конвертировать в валюту подешевевшие ресурсы и выровнять внутренние цены с европейскими по текущему курсу", – написал Никифоров.

Медведев в свою очередь поручил разобраться с проблемой вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который совместно с Минэкономики, Минпромторгом и Минкомсвязью должен подготовить предложения по защите отрасли от "недобросовестной ценовой политики отечественных производителей бумаги, включенных в перечень системообразующих предприятий". Речь идет об отраслевой "большой пятерке": Архангельском ЦБК, "Группе "Илим"", "Кондопоге", ЛПК "Континенталь Менеджмент" и ОАО "ЦБК "Волга". В частности, у "Илима" бумага подорожала с 38 тыс. руб. за тонну в сентябре до 62 тыс. руб. в январе (+ 63,2%). Предприятие объясняет такой рост стоимости выравниванием экспортных и внутренних цен, а также необходимостью закупки импортного оборудования и увеличением стоимости кредитов.

Напомним, что многие ЦБК принадлежат иностранным компаниям. Они считают свою прибыль в валюте, поэтому девальвация рубля при реализации продукции на внутрироссийском рынке снижает их финансовые показатели.

Вместе с тем у глянцевых журналов закупка дорогой бумаги составляет 60–70% всех расходов. Именно они в первую очередь и попали под ценовой пресс крупных игроков бумажного рынка. Импорт им также невыгоден, так как он облагается таможенной пошлиной и НДС.

Как рассказал "НИ" старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, объективных причин для почти двукратного повышения цен на бумагу у предприятий нет. "Для подавляющего большинства российских производителей бумаги себестоимость не изменилась – расходы на электроэнергию и воду, аренду, налоги и фонд оплаты труда остались прежними. Импортная составляющая в производстве минимальна. Фактически речь идет о корпоративном ценовом сговоре, который списывается на кризис" – пояснил он.

По мнению эксперта, покупатели бумажной продукции должны самостоятельно найти решение проблемы, в первую очередь за счет переориентации на менее крупных поставщиков, которые имеют более гибкую ценовую политику. "Благо рынок производства бумаги в России не является монопольным. Там не более десятка крупных производителей и много мелких фабрик и заводов. Все они договориться между собой, чтобы держать высокие цены, точно не смогут", – полагает собеседник "НИ".

В Минпромторге "НИ" рассказали, что в четверг в ведомстве состоится совещание со всеми заинтересованными участниками, на котором будут вырабатываться пути решения проблемы.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-02-04/3989.html