ФОКУС ГОРОДА 16:46, 08.12.2014

"Закольцевал". Вышла книга Сергея Лукьяненко "Шестой Дозор"

Книга Сергея Лукьяненко "Шестой дозор", продажи которой начались в субботу, сразу же предупреждает потенциального читателя: "Это последняя история о светлом маге Антоне Городецком". Что мгновенно вызывает у искушенного читателя хихиканье: "Гы-гы-гы, Лукьяненко написал очередной "Последний Дозор".

Скепсис вполне оправдан, если учесть, что книга с таким названием вышла еще в 2005 году, а с тех пор появились еще "Новый" и теперь вот — "Шестой".

Сюжет книги при этом вполне традиционен — на магический Ночной Дозор Москвы сваливается еще одна напасть: в мир приходит очередной суперзлодей несусветной мощности, угрожающий, естественно, не меньше чем всему человечеству оптом.

Спасти мир, как всегда, призывается светлый маг Антон Городецкий, еще в предыдущих романах прокаченный от скромного мага пятого уровня (из семи возможных) до каких-то совсем уже несусветных высот. Ну и понеслось — Высшие Волшебницы, Абсолютные Волшебницы, Верховные Ведьмы, Высшие вампиры и Маги вне Категорий мельтешат в суетливом хороводе, кидаются файерболами и «заморозками», плетут интриги, припоминают древние пророчества, дерутся на магических дуэлях, проводят роскошные приемы и взбивают омлет в старой эмалированной кастрюльке с желтыми утятами на боку.

И вроде все понятно, но предаться в рецензии привычному сарказму над жадными издателями и не в меру сговорчивым писателем мешает одно обстоятельство.

"Шестой дозор" — это действительно последняя книга о приключениях мага Антона Городецкого. И даже если автор выпустит какой-нибудь "Крайний Дозор", это уже ничего не изменит — круг замкнулся, цикл завершен, и любые попытки автора его продолжить будут уже проходить по ведомству "живых мертвецов".

Хотел этого Лукьяненко или нет, но в «Шестом дозоре» он попрощался с когда-то созданным им миром Иных, причем сделал это очень достойно — аккуратно связав все торчащие концы, унеся со сцены и вычистив все выстрелившие ружья.

Осталось окинуть взглядом оставляемое продолжателям пространство, повернуться и уйти.

"Шестой Дозор" начинается словами: "Пятнадцать лет — это большой срок". И это совершенно не случайно. За те полтора десятилетия, что прошли с момента выхода "Ночного дозора" в 1998 году, изменилось очень многое.

Давно уже нет того практически неизвестного за пределами тусовки любителей фантастики автора, что писал на своей не самой посещаемой страничке: "Закончил книгу под названием "Ночной Дозор". Все напрашивающиеся аналогии намеренны".

Есть один из самых знаменитых писателей страны, который нынче выслушивает просьбы Путина не запрещать издание своих книг на Украине.

Нет и той Москвы, которую так любовно описывал в первой книге цикла недавний алмаатинец, перебравшийся в Первопрестольную, — где мальчики ехали из бассейна с мокрой головой из-за постоянно ломающихся советских еще сушилок, парни с дисковыми плеерами покупали паленую водку в ларьках у метро, а начальники курили прямо за офисным столом, "заваленным деловыми бумагами и компьютерными дискетами".

Изменились и мы, читатели: мы выросли, заматерели, обзавелись детьми, квартирами, положением в обществе, животами, лысинами или целлюлитом.

Можно долго спорить о том, почему именно "Дозоры" стали визитной карточкой Лукьяненко (да и всей нашей фантастики, пожалуй), хотя тогда же, в конце 90-х, автор, переживающий нереальный творческий подъем, написал как минимум с десяток романов, ничуть не уступающих саге о похождениях Городецкого. Скорее всего, потому, что

"Дозоры" всегда описывали мир за окном, были принципиально сиюминутными и рассказывали нам о нас сегодняшних с нашими нынешними проблемами.

"Ночной Дозор" появился на переломе, в годы, когда непредсказуемость девяностых начала сменяться стабильностью нулевых и десятых. И в эти шесть романов, хотим мы этого или нет, уложились все эти полтора десятка прожитых нами лет, вся жизнь страны "после 90-х".

Мы становились зажиточнее — и питие лианозовского кефира на ходу сменялось описанием гурманства над "вепшим коленом". Мы начали ездить "за бугор" — и география "Дозоров" расширялась с подмосковных дач до Праги, а потом и до Лондона.

Гормональные страсти поиска своей половинки, жестоковыйные пьянки и прочая романтика приключений на собственную задницу как-то незаметно перетекли у нас в обустроенный быт, уютную стабильность режима дня и родительские заботы — и в книжках происходило примерно то же самое. Мы уже давно переросли всех этих Завулонов, но упрямо продолжали читать — Антон и Светлана как-то незаметно стали нашими "альтер эго". А теперь, похоже, срок наконец-то вышел.

Это было хорошее время, но оно, похоже, закончилось. Страна — да что там страна — весь мир уходит в резкий поворот, что нас там ждет на новой трассе, никто, похоже, не ведает.

Вот это ощущение конца привычного мира — самое ценное и самое пробирающее в "Шестом Дозоре". Писатели, которые настоящие, не просто чувствуют изменения структуры мира — они их транслируют. Сага, начавшаяся на натужно едущем вверх старом эскалаторе в московском метро, закончилась словами:

"Я кивнул. Наверное, она была права. Наверное, так оно и есть. Но даже моя мудрая жена не ответит, как мне теперь жить.
А научиться придется.
Живут же люди"

И последнее. Первая книга "Дозоров" начиналась с нападения вампирши на 13-летнего мальчика, превратившегося к последней книге в сильного, но не очень счастливого тридцатилетнего мужчину. Последняя — с нападения вампирши на 15-летнюю девочку, Лукьяненко все-таки не удержался и "закольцевал". Что ж, остается только надеяться, что судьба у Оли Яловой сложится лучше, чем у Егора Мартынова.

Ну а пока, как говорил другой хороший сказочник, "ели качаются, сказка кончается".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-12-08/3873.html