ФОКУС ГОРОДА 11:35, 25.11.2014

"Верховный ассенизатор" спешит на помощь. В ТЮЗе — современные мифы Древней Греции

Завязка одного из подвигов Геркулеса (Геракла) (Руслан Исмагилов) осталась прежней. Элида под управлением Авгия (Виталий Дудник) под завязку набита навозом. Геркулес в лучших традициях Чипа и Дейла спешит на помощь, рассчитывая на щедрое вознаграждение. В путешествии его сопровождают красавица Деянира (Анастасия Бурмистрова) и слуга Полибий (Павел Кондрашин). Подсобить Авгию Геракл отказался не благородства ради, а исключительно наживы для. Национальный герой весь в долгах, прежние подвиги не принесли желаемого достатка, и конюшни чуть ли не последний шанс остаться на плаву.

Почему Дюрренматт назвал Геракла дневнеримской версией его же имени, пусть разбираются литературоведы. Самый простой ответ — чтобы за нестандартный "обзор" подвига на драматурга не ополчились любители оригинальной версии мифов. Геракл получился уж больше непохожим на уверенного в себе вечного победителя-героя. Данный персонаж не лишен недостатков, да еще и обстоятельства против него. Идея запрудить реки, и таким образом очистить конюшни, конечно, приходит ему в голову. Но, президент (да, есть в пьесе и такой титул) Авгий, сообщает ему то, что сначала ему придется добиться одобрения от одного из управлений. А потом от второго и от третьего, и вообще "никто еще не смог победить управления". При этом сам Авгий вместо того, чтобы облегчить жизнь элидийцам, часами наглаживает вымя своим буренкам, считая, что они намного милее людей.

Сцена нового ТЮЗа успешно отвечает фантазиям драматурга и студентов. Металлические конструкции, возникающие ниоткуда и исчезающие в никуда, огромные экраны, возможность спрятать артистов под сценой, отличный свет и звук … У этого театра есть все, чтобы ставить суперсложные спектакли за много миллионов рублей. Но, увы, это не случай дипломного "Геркулеса". Своей эстетикой он напоминает технологичное шоу или выездные гастроли балета "Тодес". За танцоров ответят парламентарии Элиды, которые у постановщика Олега Загуменнова, одеты в обтягивающие черные шортики, пиджаки и тяжелые берцы, накрашены по мотивам "героинового шика", который царил на модных подиумах в начале 90-х.

То ли у Дюренмантта так было задумано, то ли у дипломников получилось, но к Геркулесу, никчемному повесе, не успеваешь проникнуться любовью и состраданием. Роль "верховного ассенизатора" он провалил, да и знаменитым силачом в провинциальном цирке не стал (все же выдуманный герой, а не легендарный Иван Поддубный). Даже Деяниру, изменившую ему с сыном Авгия, он принимает благосклонно, опускаясь в глазах зрителя еще ниже.

Пьеса, задуманная как острая сатира на современность, получилась трагикомедией о слабаке с нагромождением смыслов, образов. Зато "стильно, модно, молодежно". А разве еще что-то требуется от студенческого спектакля?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-11-25/3843.html