ФОКУС ГОРОДА 10:01, 17.10.2014

"Судья". Заметки киномана

Например, это видно в пугающем количестве штампов и очень "киношных" сцен с диалогами, которые вряд ли могли бы иметь место в реальной жизни. Словно фильм делался по рецепту, как летний деньгособиратель от "Марвел". Просто рецепт был не блокбастера, а "серьезного кино":

Возьмите одного циничного адвоката дьявола (Роберт Дауни-младший, "Железный человек", "Мстители", "Шерлок Холмс"), у которого всё схвачено. Приправьте большим красивым домом, крутой тачкой, женой с попой, как у супермодели, и отсутствием мук совести из-за того, что он помогает очень богатым негодяям избежать заслуженных наказаний. Для остроты добавьте угрозу развода.

Поджарьте главгероя сообщением о смерти матери и отправьте в родной захолустный городишко в штате Индиана. А там варите его на медленном огне общения с парой братьев и, главное, со сварливым авторитарным отцом-судьей (Роберт Дювалл, "Крестный отец", "Крестный отец 2", "Джек Ричер"), который и в лучшие свои годы не был подарком, а уж после смерти любимой жены и вовсе не считает нужным быть милым со своими детьми.

Подсолите тоннами копившихся полжизни взаимных претензий, чтобы герои поговорить не могли без скандала. Накройте крышкой – поставьте их в ситуацию, где они не смогут не говорить: заставьте отца нуждаться в услугах хорошего адвоката, потому что он обвиняется в том, что сбил насмерть человека. Можно добавить нотку горечи – отец преступления не помнит.

Тушите до готовности, добавляя вопросы: как окружающие реагируют на возвращение блудного попугая, простите, сына? Виноват ли всё-таки отец в преступлении? Виноват ли он в недостатках воспитания своего сына? Сумеет ли сын защитить отца, и главное, помириться с ним и получить его одобрение?

При всей стандартности подана история всё-таки хорошо. Сентиментально и местами слишком надуманно: обязательная смертельная болезнь отца, младший брат с особенностями развития, который снимает семейные кинохроники на пленочную камеру, (когда в одной из сцен показывают смонтированное этим братом счастливое детство на пленке 8 мм с характерными шумами и под проникновенную музыку, это смотрится просто фальшиво). Но есть сцены, которые выглядят замечательно правдиво, например, где взрослый сын помогает уже немощному, но по-прежнему гордому отцу.

Фильму не хватает тонкости в донесении мысли. И жаль, что старшему брату (Винсент Д’Онофрио, "Люди в черном", "Цельнометаллическая оболочка") не дают экранного времени повозмущаться на тему своей драмы. Но даже с такими недостатками сценария это интересно смотреть. Роберт Дауни-младший многовато играет самовлюбленных эгоистов, которые на самом деле внутри ранимые и чувствительные, но делает-то он это хорошо. Роберт Дювалл в роли собственно судьи впечатляет. Билли Боб Торнтон, Вера Фаминга и другие актеры второго плана хорошо дополняют композицию.

К тому же, творение Девида Добкина ("Незваные гости", "Шанхайские рыцари"), который раньше снимал комедии, богато на довольно симпатичный юмор.

Несмотря на довольно серьезную тему, фильм не оставляет после себя тяжелого осадка. Правда, и особой силы катарсиса от него ждать не стоит. Он размеренный, без надрыва и смотреть его приятно (Ещё бы! В операторах тут легендарный Януш Каминский, который работает со Спилбергом!)

Отдаленно похожа эта картина и на судебные драмы, и на семейные тоже. Судья как бескомпромиссный служитель закона напоминает об "Убить пересмешника", где, кстати, дебютировал Роберт Дювалл, а как больной раком неоднозначный родитель – о прошлогоднем "Август: графство Оссейдж". Только в классику мирового кинематографа это вряд ли попадет. Но если аудитория постарше (это больше адресовано ей) захочет провести хороший вечер в кино, а аудитория помладше – посмотреть на то, что было бы, если бы железный человек стал адвокатом, им сюда. Кино вполне способно удержать внимание на человеческой драме без взрывов и необходимости спасать человечество. Хотя наград ему, наверное, не дадут – слишком сильно старались.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-10-17/3752.html