ФОКУС ГОРОДА 10:00, 14.10.2014

Буффонада в Саратове. В театре драмы учат воспитывать идеальных жен

"Школа жен" относится к тому разряду произведений Жана-Батиста Мольера, которые литераторы называют "комедиями воспитания". Речь в постановке идет действительно о воспитании. Состоятельный господин по имени Арнольф он же господин де Суш (Игорь Баголей) на протяжении почти 20 лет воспитывает себе в жены Агнессу (Алена Каниболоцкая). Когда она была совсем маленькой, Арнольф взял на себя все затраты по ее содержанию, лелея мечту, что под его присмотром она вырастет в такую благочестивую девицу, жениться на которой мечтал бы каждый.

К тому времени как Агнесса превращается в юную красавицу, ее покровитель обзаводится не только животиком, но и собственноручно написанным сводом правил для идеальной жены. В них все банально — не перечить, улыбаться, всячески ублажать, не читать умных книг, в любом случае принимать сторону мужа и т. д.

И все бы хорошо, но Агнесса совсем не хочет выходить замуж за Арнольфа. Ей само собой по душе почти ровесник Орас (Денис Кузнецов), красивый как греческий Бог. Орас все больше и больше влюбляется в барышню, не подозревая, что его друг Арнольф, которому он выкладывает все как на духу, и злобный покровитель де Суш, запрещающий молодым людям видеться, одно и то же лицо.

К безусловным достоинствам постановки стоит отнести игру актеров. Роль Арнольфа словно создана для Игоря Баголея. Ему не впервой играть немолодого сердцееда, который ни за что не хочет сдаваться годам. Баголей искрометен, громок, фееричен и обладает на сцене таким же магнитизмом, как и много лет назад. У молодых "влюбленных" другая "фишка" - они пока не успели примелькаться саратовской публике. Фактурный и легкий Кузнецов составляет прекрасную пару с обаятельной Каниболоцкой. Агнесса получилась предельно аутентичной на радость Мольера — вся прелесть ее не в тонкости талии, а в душевном уюте и красоте внутреннего мира. Оттеняет всю эту компанию как всегда тонкий и точный Юрий Кудинов в роли друга Арнольфа Кризальда.

Классика классикой, но из быковского опыта выходит, что не стоит стесняться переделывать столпов мировой литературы. Стихотворное изложение осталось прежним, но из морализаторского произведения "Школа жен" получилась остро социальной вещью с рассказами о том, что вся "гадость" к нам проникает из Америки, а ура-патриоты часто имеют склонность к омерзительному лицемерию.

С другой стороны, от любви автора к буфоннаде и гротеску Эрвин Гааз решил не уходить. Парики и парчовые костюмы на героях, незамысловатые стены-ширмы, передвигаемые на колесиках в перерывах между мизансценами, эмоции через край … Для тех, кто привык к драмовским спектаклям с отменной тонкостью чувств, "Школа жен" может показаться излишне прямой и фарсовой.

Однако, как еще, если не так, мог выглядеть спектакль во времена самого Мольера, в середине 17 века?! Увидеть и самостоятельно оценить, насколько это хорошо или плохо получилось у Быкова, Гааза и Ко теперь могут все саратовцы.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-10-14/3738.html