ФОКУС ГОРОДА 10:00, 03.10.2014

"Исчезнувшая". Заметки киномана

"Исчезнувшая" по бестселлеру Джиллиан Флинн, которая сама же поработала над сценарием, относится к категории "с претензией на интеллектуальность" и "скромный бюджет" ($50 млн. для картины на 2,5 часа с Беном Аффлеком ("Операция "Арго", "Перл Харбор", "Армагеддон") в главной роли – не деньги). Впрочем, во-первых, это не претензия, во-вторых, серьезные темы и проблемы так мастерски вплетены в историю, что на них можно не заострять внимание и просто наслаждаться захватывающим фильмом. А захватывает он на весь свой впечатляющий хронометраж – это такой эталонный психологический триллер, что вспоминается сам Хичкок!

Хотя бы тем, что начинается всё пугающе обыденно. Где-то в маленьком городишке в штате Миссури, США, главный герой с утра пораньше идёт в бар пить бурбон. У него есть повод – сегодня они с супругой (Розамунд Пайк, "Умри, но не сейчас", "Гордость и предубеждение", "Армагеддец") отмечают пять лет совместной жизни, и последнее время эта жизнь стала такой, что хочется напиться бурбона с утра.

Но когда он возвращается домой, обыденность заканчивается – в доме следы борьбы, жены нигде нет. Он звонит в полицию, начинаются поиски и расследование, и за считанные дни обычный увалень из Миссури становится подозреваемым в убийстве и о(б)суждается всеми болтливыми местными жителями, ведущими популярных телешоу и прочими подобными средствами массовой дезинформации. Что неудивительно, учитывая не только обстоятельства в фильме, но и тот факт, что по статистике не меньше 30% убийств женщин совершено их мужьями и любовниками.

А дальше начинает выясняться, что у него, как у любого среднестатистического человека, есть масса скелетов в шкафу с грязным бельём. Но убил ли он жену? И, вообще, мертва ли она? Вот в чем вопрос!

Это такой фильм, сюжет которого ни за что не стоит читать перед просмотром (что тоже роднит его с Хичкоком, как и холодная блондинка в главной роли). И вообще Девид Финчер опять снял очень качественный нео-нуар. Характерные для его визуального стиля приглушенные тона и интересный и необычный саундтрек (навевающий мысли опять же о Хичкоке и о теме из "Психо") работают на создание саспенса. Две сюжетные линии – одна из настоящего, а вторая из флешбеков, рассказывающих от лица героини, как их брак превратился в кошмар, тоже параллельно нагнетают напряжение, пока оно не достигает наивысшей точки.

На этом месте триллер превращается почти в комедию с элементами сатиры. Потому что у Финчера за захватывающим сюжетом всегда прячется нечто большее, и он циничен, мрачен и почти жесток в своих высказываниях на излюбленные темы – семейные отношения и потребительское общество. И надо сказать, что здесь поведение потребителей информации в этом самом обществе пугает едва ли не больше, чем, собственно, насилие в семье.

Но Финчер не снимает комедии, поэтому вскоре на очередном головокружительном повороте сюжета, которые он так любит, всё возвращается обратно к триллеру. Но когда вы уже думаете, что знаете, что случилось, скорее всего, скоро выяснится, что случилось совсем не то.

Эта картина сделана виртуозно, здесь во всем чувствуется рука мастера (даже в утилизации фальшивой улыбки Бена Аффлека, которого за неё и утвердили на главную роль), и в этом кроется её недостаток – она просчитана до миллиметра для максимального эффекта, что портит иллюзию реальности происходящего (как в эпизоде, где с героини не смывают кровь в больнице, например). Но Девид Финчер в принципе известен своим перфекционизмом. Говорят, в этот раз он побил личный рекорд – снимал некоторые сцены 50 раз!

Он вообще коварный режиссер – заманит динамикой и интригой, а потом оставит с горьким послевкусием от поднятых словно походя пугающих вопросов. Но на то она и осень – почти отгремели летние нарезки взрывов, выдаваемые за фильмы, и природа, простите, деятели кино готовятся к гонке за "Оскарами", "Золотыми глобусами" и прочими металлоизделиями. Это значит, что зрителям старше 16, которые любят и умеют думать, наконец тоже есть, что посмотреть в кино!

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-10-03/3706.html