ФОКУС ГОРОДА 10:49, 22.09.2014

Парадоксы пикирующего авторынка. Продажи падают, а ценники растут

Падение продаж на российском авторынке не просто продолжается, а набирает скорость, отмечает Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России. По данным ассоциации, за первые восемь месяцев 2014 года новых машин в стране было продано на 217 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если еще в марте 2014 года в России продажи новых автомобилей были сопоставимы с показателями предыдущего года, то уже в июне спрос упал на 17 процентов по сравнению с прошлогодним значением, в июле – на 23 процента, а в августе обвал достиг впечатляющей цифры в 26 процентов, подсчитали в АЕБ.

Спрос на новые автомобили вернется к прошлогодним уровням не раньше 2016 года, прогнозирует Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC). И, по его мнению, только к 2017 году продажи новых автомобилей в России будут сравнимы с рекордом последних десяти лет, поставленным в 2012 году.

Цены вверх
Ситуация на авторынке наглядно иллюстрирует положение дел в российской экономике. Покупательная способность населения падает, а ценники в автосалонах растут. В результате кто-то откладывает приобретение новой машины на потом, а кто-то снижает запросы и покупает подержанное авто.

"Российский автомобильный рынок продолжает испытывать на себе воздействие экономического спада и растущей политической напряженности, — комментирует Алексей Муханов, аналитик агентства "Автостат". — Усугубляют ситуацию повышающиеся ставки по кредитам и тот факт, что в 2014 году подошел срок смены автомобилей, купленных в 2009-2010 годах, когда рынок имел не самые высокие показатели".

После завершения в декабре 2013 году программы льготного автокредитования купить машину в кредит стало гораздо накладнее. "В этом году ставки по автокредитам выросли. Сегодня среднее значение составляет 15,5 процента годовых», — отмечает начальник управления развития розничного бизнеса банка Абсолют Антон Павлов. С ним соглашается начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов. «В начале 2014 года произошел резкий скачок, а начиная с лета идет медленный рост, и сейчас все банки будут подтягивать свои ставки к общему знаменателю", — заявил он.

Не все машины одинаково продажны
Если в целом продажи новых автомобилей резко упали, то в отдельности по разным маркам ситуация кардинально различается. Автомобили Ford, к примеру, в августе этого года продавались на 57 процентов хуже, чем в августе 2013 года, Daewoo снизил показатель продаж на 55 процентов, Chevrolet — на 50 процентов, Opel — на 38 процентов, Volkswagen — на 34 процента, Lada — на 32 процента.

При этом, если брать показатели с начала года по август включительно, то у Nissan  продажи по сравнению с 2013 годом выросли  на 18 процентов, у Lexus и Porsche — на 17 процентов, у Mercedes — на 16 процентов, у Mazda — на 15 процентов, у Volvo —  на 7 процентов, у Land Rover — на 5 процентов, а у Jeep — сразу на 79 процентов.

Сильнее всего продажи упали в низшем ценовом сегменте — это Renault, Ford, General Motors, продукция АвтоВАЗа и наименее удачные недорогие корейские марки, которые не обновились в этом году, констатирует Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine.

Абсолютно четко видно, что авторынок сегодня живет за счет покупателей дорогих машин. С одной стороны, люди с достатком выше среднего меньше страдают от ухудшения экономической ситуации в стране. С другой стороны, как раз финансовая нестабильность подталкивает население тратить сбережения в рублях на дорогие покупки, пока цены не выросли еще больше.

В то же время дешевые и бюджетные модели не пользуются спросом. Люди среднего достатка сейчас массово переключаются на покупку подержанных авто, предпочитая за те же деньги приобрести машину более высокого качества, пусть и не новую. Можно сказать, что в сознании потребителя сейчас происходит перелом, ведь в последние годы доминировало стремление покупать только новые автомобили.

Брать или не брать?
Осень — время традиционной раздачи подарков в автосалонах. Повсюду можно видеть рекламу с обещаниями скидок, бонусов, дополнительных услуг. Казалось бы, в связи с тем, что предложение намного превышает спрос, сейчас можно рассчитывать на повышенную щедрость продавцов. При этом плохие прогнозы по продажам новых автомобилей наводят на мысль, что потом цены могут стать еще ниже. Но эксперты советуют не обольщаться по этому поводу.

"Не стоит ждать грандиозных распродаж. Сейчас дилеры делают скидки на разные марки, будут и дальше предлагать скидки, но это не является следствием кризисных явлений, которые мы наблюдаем в экономике", — поясняет господин Федяков. Он отмечает, что это стандартная практика стимулирования спроса на модели уходящего года. По его мнению, в дальнейшем стоит ожидать не снижения, а роста цен на автомобили из-за падения курса рубля. А предложение и спрос уравновесятся, так как на следующий год автосалоны делают заказы уже с учетом падения продаж.

"Если вы оцениваете свое личное финансовое положение как стабильное, то автомобиль вполне можно приобрести сейчас, когда многие дилеры предоставляют дополнительные скидки, — советует А. Муханов. — Основное повышение цен на машины произошло в первой половине года, когда участники рынка заложили в стоимость рост курса валют. Дальнейший подъем цен возможет только при значительном ухудшении политической или экономической ситуации".

В частности, стоит поспешить с покупкой импортируемых автомобилей, поскольку рубль будет падать, рекомендует Оксана Сосновская, руководитель пресс-службы группы дилеров Wagner.

Кстати, в меньшей степени должны расти в цене машины, производство которых полностью или большей частью локализовано в России. Поскольку все детали и части производятся внутри страны, падение курса рубля к доллару и евро напрямую не будет сказываться на их цене, как это происходит с автомобилями при "отверточной сборке".

В России максимально локализовано производство Hyundai Solaris, Kia New Rio, Renault Duster и Sandero, Nissan Almera, Renault Logan, Chevrolet Niva и Cruze, Toyota Camry, Ford Focus, Skoda Octavia А7, Opel Astra.

Возможно, скоро подешевеет и популярный бюджетный кроссовер Ford Kuga, поскольку его тоже начнут производить в России. А в этой ценовой категории снижение стоимости даже на несколько десятков тысяч рублей имеет значение.

Прикладная экономия
Чтобы купить новую машину по выгодной цене, нужно понимать, какие причины вынуждают продавцов идти на уступки покупателям.

Как правило, после выхода новых моделей или рестайлинга можно получить хорошую скидку на машины предыдущих модельных рядов, так как спрос на них падает на фоне появления более свежих автомобилей. Сейчас на машины 2013 года скидки достигают 15-20 процентов от первоначальной цены.

В этом году новые модели уже представлены или будут представлены во всех ценовых диапазонах: люксовые Mercedes, BMW и Lexus,  рассчитанные на средний класс Peugeot, Renault, Opel, Hyundai, а также низкобюджетные российские и китайские машины.

"У марки Volkswagen, которую представляет группа официальных дилеров Wagner, вскоре выйдет рестайлинговый  Volkswagen  Touareg, — рассказывает  О. Сосновская. — Skoda  вывела на рынок долгожданную модель Rapid и обновленную Skoda Octavia".

Эксперт обращает внимание на возможность сэкономить за счет государственной программы утилизации автомобилей, которая продлится до 31 декабря 2014 года. Сдав старую машину, можно получить скидку на сумму до 50 тысяч рублей на покупку нового  автомобиля производства АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, а также на Ford, Chevrolet, Opel, Volkswagen, Skoda, Renault, Peugeot, Citroen, Hyundai, Kia, SsangYong, Toyota, Nissan и Mazda российской сборки.

Вслед за государством собственные программы утилизации запустили российские автопроизводители, причем у некоторых скидки значительно выше. Например, на Nissan они достигают 100 тысяч рублей, на Skoda - 130 тысяч  рублей.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-09-22/3666.html