ФОКУС ГОРОДА 09:33, 09.09.2014

Белый и пушистый Толстой. ТЮЗ открыл сезон "Отрочеством"

В "Отрочестве", если помните, мальчик Николенька переживает тот самый переходный возраст. Переживает мучительно, с ссорами и обидами на самых близких, с непониманием собственной роли в этом мире и подростковым бунтом. Смерть кроткой и бесконечно любящей матери на него действует особенно сильно. На похоронах он даже расплакаться не может, что повергает в ужас его брата и сестру. Прибавьте к этому явный негатив со стороны гувернера, предательство первой любви и гнев отца. Николенька, одним словом, живет в полном кошмаре. Так, во всяком случае, кажется ему самому в 13 лет.

Инсценировкой пьесы Толстого занялась Ярослава Пулинович. Екатеринбургский драматург является одним из самых любимых российскими театралами писателей. Пулинович элегантно и смело работает с оригинальными произведениями. Она не занималась прямым пересказом и в то же время оставила в итоговом эскизе то, за что любят Толстого — логику пересказа, обаяние русской души.

События, разворачивающиеся на сцене на протяжении двух с половиной часов, лишены натужности, столь нелюбимой зрителями-подростками. Секрет такого волшебства знает не только Ярослава Пулинович, но и московский режиссер Алексей Логачев и саратовские актеры. Одно ясно точно — в строгом толстовском произведении очень органично смотрелись … белые зайцы. Да-да, огромные белые пушистые зайцы, которые сопровождали все "Отрочество". Они премило прыгали по сцене, обнимались с главными героями, выявляли вожака между собой, при этом вряд ли шокировав даже самых рафинированных поклонников русской классики. Это были страхи Николеньки, его фантазии, обиды. Это то беззаботное детство, когда все кажется таким простым, взаимопонимание с родителями воспринимается как данность и не хочется убежать от всего мира. Но с зайцами, как и с маленьким собой, когда-нибудь все же придется расстаться.

В "Отрочестве" задействован почти весь молодой состав ТЮЗа. Грех не использовать хрупкость вечно юной Анастасии Бескровной (Сонечка), бесшабашность Михаила Селиванова (Володя), застенчивость Анны Соседовой и Евгении Кутеневой (Любочка и Катенька). На их фоне Руслан Дивлятшин в роли Николеньки выглядит даже несколько суховато. Веса постановке добавляет харизматичный Валерий Емельянов (St. Jerom).

Кстати, если бы не специальная программа министерства культуры РФ по поддержке молодых режиссеров, не было бы в Саратове такого великолепного спектакля. Выпускник ГИТИСа Алексей Логачев не сразу попал на саратовскую сцену. Для того, чтобы иметь возможность поставить спектакль, ему пришлось выиграть прошлогоднюю творческую лабораторию театра под названием "Четвертая высота". Эскис Логачева к "Отрочеству" был высоко оценен критиками, а среди зрителей и вовсе завоевал 84% голосов.

Режиссер, строго державшийся во время пресс-конференции, после генерального прогона и криков "браво", расплакался. Кто знает, может быть именно в этот момент Алексей Логачев как и толстовский Николенька пережил очередную стадию взросления.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-09-09/3625.html