Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Главные киноповторы десятилетия. Зачем нужны ремейки

  • 16:01, 7 июля 2014
  • Комментариев[0]
4 июля в Подмосковье начались съемки ремейка культового советского фильма "...А зори здесь тихие", выход которого в 2015 году будет приурочен к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. "Новая старая" картина пополнит целую череду российских "двойников" хитов кинопроката СССР, вышедших за последние десять лет, начиная с "Карнавальной ночи" (2006 год) и заканчивая "Веселыми ребятами" (премьера запланирована на август 2014-го).
Главные киноповторы десятилетия. Зачем нужны ремейки

Чтобы понять, на чем держится бизнес киноностальгии, Forbes пересмотрел главные отечественные киноповторы десятилетия.

Карнавальная ночь: 50 лет спустя (2006)

Этот ремейк, а по сути фильм по мотивам рязановской "Карнавальной ночи", приуроченный к 50-летию выхода оригинальной картины, был показан зрителям "Первого канала" 1 января 2007 года. Именно тогда, как считает историк российского телевидения, автор "Истории блокбастеров в новой России: Фильмы, память и патриотизм" (Blockbuster History in the New Russia: Movies, Memory, and Patriotism) Стефен Норис, генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст осознал, что "бизнес ностальгии" может в корне переделать российское кино.

Эрнст был прав. Ремейки — лакмусовая бумага кинопроцесса — отражают множество экономических, политических, социальных и эстетических аспектов производства. Не секрет, что самое большое количество ремейков возникает, когда индустрия начинает терять аудиторию, поворачивающуюся к новым формам, будь то 3D, интернет или новые жанры. "Карнавальная ночь 2", будучи весьма посредственной с точки зрения сценария и исполнения и не набравшая достаточного рейтинга, тем не менее послужила синдромом многих российских ноу-хау жанра.

Технически она сблизила две формы производства и, соответственно, аудитории — кино и телевидение, открыв поле для межмедийных экспериментов. Эстетически — показала, что даже посредственная история при хотя бы косвенной поддержке культового оригинала может пройти в эфир. Политически — подготовила зрителя к тому, что журналист Леонид Парфенов уже долго называет "ренессансом советской античности".

Королева бензоколонки 2 (2004)
Упор на общее советское прошлое стал одним из главных посылов последней волны ремейков. "Королева бензоколонки 2" — украинский опыт воссоздания той самой "советской античности". Снятый телекомпанией Film.ua по заказу телеканала "Интер", фильм даже участвовал в конкурсе открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии "Киношок", не завоевав, правда, высокой оценки ни жюри, ни критиков. Что понятно.

Эта картина — своеобразное упражнение по созданию ремейка: перенести действие в современное время, повторить исходный конфликт с новым акцентом (АЗС, на котором начинает работать героиня Людмила, становится под ее управлением целым придорожным комплексом) и прописать хеппи-энд. В то же время это упражнение не смогло избежать и всех недостатков схематичного подхода — отсутствие изначальной "атмосферности", герои без прошлого и, как следствие, просмотр без удовольствия.

Ирония Судьбы. Продолжение (2007)
Самый ожидаемый и в то же время самый "нежданный" ремейк советской классики, тот уникальный вариант, когда залог успеха у аудитории (беспрецедентная популярность оригинала) мог стать одновременно и залогом поражения (любое отхождение от оригинала кажется ненужной подделкой). Шансов на то, что новая аудитория могла забыть или никогда не видеть оригинальный фильм, у создателей этого ремейка не было.

Именно поэтому на спасение картины от традиционной критики, "покушения на святыню", были брошены все силы: главный "голливудский" режиссер России Тимур Бекмамбетов, дорогие спецэффекты, бюджет на маркетинг, фактически равный бюджету всего фильма ($4,5 млн), главные звезды современного российского кино плюс возвращение актеров из первого фильма и ставка на "продолжение в наше время".

В экономическом плане фильм добился успеха — сборы в десять раз превзошли затраты на производство ($55 млн и $5 млн соответственно). Однако ремейка, который хотя бы близко подошел к оригиналу, не получилось. Слабой стороной стало отсутствие характеров уже в сценарии (результат погони за двумя зайцами — быть похожими на оригинальных персонажей и в то же время развить новый характер), ситуацию не спас даже на то время раскрученный дуэт Хабенский-Боярская. И, конечно же, отсутствие пресловутого "духа времени", так важного в первом фильме. Но получилось нечто большее — бесспорный коммерческий успех дубликата главного символа советского прошлого означал, что это самое прошлое может приспосабливаться к новой действительности и жить если не вечно, то еще очень долго.

Человек с бульвара Капуцинок (2009)
Успех "Иронии судьбы 2" породил целую плеяду менее качественных ремейков советских фильмов, выполненных по формуле "старое название — новое время", однако с гораздо меньшим размахом и старанием. Оказалось, не надо ни дорогих звезд, ни сценария, ни голливудского режиссера.

Первой ласточкой стал "Человек с бульвара Капуцинок". Маша Фест (Мария Миронова), внучка главного героя "Человека с бульвара Капуцинов" Джонни Феста (великолепно сыгранного Андреем Мироновым — странная двойная преемственность), приезжает в Россию, чтобы встретиться с миром "бабла" и кино. Неубедительная коллизия, впрочем, пародирует само производство ремейков: снимая даже плохое кино, героиня все равно выигрывает — деньги решают все.

Служебный роман. Наше время (2011)
"Служебный роман 2" — роман между руководителем рейтингового агентства Калугиной и финансовым аналитиком Новосельцевым — мало что сохраняет от оригинала, кроме фамилий героев. Однако здесь, в помимо ставшего уже традиционным описания мира денег и взяток, немало внимания уделено отношениям между главными героями.

Плоские изначально персонажи преображаются к концу фильма (все же сложно было не сохранить изначальную динамику героев Фрейндлих и Мягкова), а глянцевая картинка и звездный состав превращают-таки фильм в довольно неплохой ромком, но, к сожалению, ничем не связанный с оригиналом. Проблема в отсутствии деталей и бесхарактерности времени перерастает не только в проблему экономии на сценаристах (коммерческий козырь любых ремейков), но и, кажется, в проблему времени как такового — один за другим перенесенные из советского прошлого герои в российском настоящем превращаются в закомплексованных, не очень добрых и не очень умных красоток, покоряющих или сопротивляющихся миру "бабла", и влюбленных в них неудачников, которые редко вызывают симпатию зрителей.

Джентльмены, удачи! (2012)
Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым фильм, кажется, становится не просто ремейком советской классики, но и ремейком самой техники ремейка, предложенной Бекмамбетовым российскому зрителю. Волшебная формула "Иронии судьбы" повторена здесь полностью — за вычетом пятимиллионного бюджета на маркетинг и 55-миллионных сборов в прокате (фильм собрал $9 млн). В остальном картина демонстрирует, что урок возделывания нивы советского кино усвоен на твердую четверку: старое название, новые звезды, новогодняя сказка и счастливый финал. Причин смотреть такие фильмы мало, но пока работает схема, работает и производство.

Ку! Кин-дза-дза (2013)
Самый оригинальный и честный ремейк последнего десятилетия, несущий свою собственную эстетику и идею. Секрет в том, что старый материал вышел в кардинально новой форме — анимационной. Это позволило авторам не просто спекулировать на старой схеме, а создать свой эстетический мир. Действие картины (стандартный прием ремейка) перенесено в наше время, однако, это самое наше время показано едва ли не с лучшей выразительностью, чем в оригинальном фильме.

Кадры современной Москвы в начале и конце картины выполнены с документальной узнаваемостью (высший анимационный пилотаж), герои говорят и двигаются так, как говорят и двигаются москвичи сегодня, кажется, даже нарисованный снег идет под правильным московским углом. Единственный лишний элемент фильма — ставка на 3D,  чисто экономический прием, который оказывается совершенно ненужным на протяжении большей части картины, "снятой" в пустыне на практически плоском белом фоне.

Кавказская пленница! (2014)
Фильм, который не критиковал только ленивый, с точки зрения техники ремейка представляет собой довольно любопытный феномен, если не апофеоз жанра. Эстетика новой картины почти в точности повторяет эстетику оригинала. В каркас гайдаевской комедии встроены только беспомощно новые шутки и малоубедительные новые реалии (вроде "пенной вечеринки" и игры Angry Birds).

Полный возврат в прошлое, которое теперь даже не нужно маскировать под современность, — художники и костюмеры постарались так, что новую картинку с трудом можно отличить от оригинала, а все актеры подобраны и загримированы практически полными двойниками гайдаевских персонажей. Это абсолютная победа ремейка как механизма атрофирования коллективной памяти, коммерческого механизма ностальгии. В то же время ремейк эстетический, способный пролить новый свет на старый материал, интерпретировать и переродить, сравнить, в конце концов, гайдаевский Кавказ с путинским Крымом, отсутствует здесь полностью. Как результат — уже даже не ренессанс, а просто коллекционирование и архивирование советской античности.

Автор: Мария Пашолок, "Форбс"
Похожие материалы
  • 31.12.2016, 13:58 Ждем всплытия. Главным событием 2016 года россияне назвали экономический кризис В этом году выражение "дно кризиса" потеряло свою актуальность. А это дает надежду, что мы все-таки его достигли. Кому-то это покажется не ахти каким важным событием. Сколько раз наши предводители и пророки всех мастей убедительно заявляли, что мы уже на нем. Но потом оказывалось, что заявления были преждевременными. Хотя у скептиков до сих пор нет уверенности. Они считают, что мы просто медленнее стали спускаться дальше и что новые глубины еще впереди.
  • 14.12.2016, 10:45 Антикризисный план-2017 оценили почти в 500 млрд руб. Снижено финансирование и число получателей поддержки Антикризисный план 2017 года оценен в 488,7 млрд руб. Четверть этой суммы не обеспечена источниками бюджетного финансирования. Деньги есть только на приоритетные проекты и кредиты регионам. Завершение адаптации экономики к кризису в плане подчеркнуто существенным сокращением получателей антикризисной поддержки.
  • 15.11.2016, 14:23 Эксперт о задержании Улюкаева: министров у нас много, а крейсер один 15 ноября был задержан министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Он подозревается в получении взятки. Беспрецедентный случай уже прокомментировали Кремль, Госдума, а также саратовские эксперты.
  • 15.11.2016, 12:38 Как коррупционеры расстаются с имуществом. Процессуальные трудности и неудовлетворительная работа следствия Ночное задержание Алексея Улюкаева, подозреваемого в получении взятки в размере $2 млн, вновь сделало актуальным разговор о коррупции в органах власти. Только за первые шесть месяцев нынешнего года ущерб от самых разных преступлений коррупционной направленности в России составил более 28 млрд руб. "Газета.Ru" анализирует ситуацию с коррупцией в России.
  • 27.10.2016, 10:30 Российская экономика продолжает падать. В 3-м квартале ВВП может снизиться на 0,4% Российская экономика продолжает падать. За девять месяцев этого года ВВП сократился на 0,6%, за третий квартал — на 0,4%. Пока нет никаких фундаментальных предпосылок для ускорения экономики. Потребление задавлено, сбережения растут, но не превращаются в инвестиции. Бизнес продолжает держать "инвестиционную паузу", считая ситуацию в экономике и политику правительства "неопределенной".
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 7 июля 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x