ФОКУС ГОРОДА 09:01, 04.07.2014

Антиколлекторы. Защитники должников или волки кредитных дебрей

Но позже наступает время знакомиться с оборотной стороной "медали" под названием "легкие деньги". "Берем - чужие и на время, а отдаем - свои и навсегда", - заметил как-то поэт. И здесь должника подстерегает большое искушение. "А можно как-нибудь облегчить бремя?" - этот вопрос стремительно наращивает актуальность. "Конечно, можно! Долги отдают только трусы и дураки", - тут же отвечают антиколлекторы, которые называют себя защитниками замученных заемщиков.

Вы любите сказки? Я – да, в них все всегда заканчивается хорошо. На этом, собственно, нас ловили, ловят и будут ловить многочисленные "дети Остапа Бендера". Но давайте перечислим все мифы антиколлекторского мира, укажем на рифы кредитования и отметим на карте спасительные острова.

Начнем, пожалуй, с самого главного - с проблем собственного сознания. Почему мы верим одним людям и не верим другим? Ответ прост: потому что нам так хочется. Психологи уже давно предположили, а коммерсанты доказали, что когда сталкиваются доводы рассудка и желаний, в 90% случаев (а то и во всех 100%) побеждают последние. Несмотря на рациональные и логичные аргументы. С этим правилом хорошо знакомы мошенники.

"Вы же не отказываетесь платить, вы просто сейчас не можете, так?" - участливо спрашивают сердобольные антиколлекторы. "У вас сейчас нет денег? Так за что же вас наказывать?! Мы заставим эти жадные банки пойти вам навстречу!" - продолжают они. "По крайней мере, мы отсудим у банков все несправедливо начисленные штрафы и комиссии и вернем вам все, что вы уже переплатили!" И им сразу же верят! И даже готовы заплатить небольшие деньги за хлопоты и участие.

Миф 1: "мой знакомый юрист-антиколлектор суд у банка выиграл! И для меня выиграет!". Вопрос: можно ли у банков что-то выиграть в суде из-за незаконности их действий?

Даже элементарная логика подсказывает, что если бы банки не умели составлять договоры, то давно бы разорились или потеряли лицензии. Все банки работают строго в рамках российского законодательства, что отслеживается Центробанком, Федеральной антимонопольной службой, Генпрокуратурой и иными ведомствами. Проводятся плановые проверки, спецрейды по каждому сигналу о допущенных нарушениях. Каждая фраза договора и приложений, каждая совершенная банком операция выполняется в строгом соответствии с действующим законодательством. Банки лишены малейшей возможности сделать что-то в обход закона. Но … нарушения все-таки бывают? Бывают, но редко. Их совершают сотрудники по ошибке, иногда из-за халатного отношения. Чтобы уберечь клиентов от таких случаев, банки всегда выдают клиенту второй экземпляр договора и условий обслуживания. И клиент своей подписью заверяет, что с ними согласен. Поэтому, чтобы случайно "не обжечься" в общении с банками, к юристам надо идти до подписания договора с банком. Но никак не после совершенных действий. Нерадивого сотрудника банк накажет, но платить за все допущенные им после подписания договора промахи будет клиент.

Если вам кто-то из знакомых или незнакомых юристов или «доброжелателей» заявляет, что он у каких-то банков что-то выиграл, сделайте элементарное – проверьте. Уже несколько лет все суды имеют в интернете свои сайты, где в открытом доступе, с именами и фамилиями судей, размещают все уголовные (ст. 159 УК «Мошенничество") и гражданские дела по возмещению материального ущерба. Попросите у ваших "защитников" конкретные данные – копии приговоров или решения суда – и еще раз проверьте все в интернете в официальных источниках.

          Или еще один повод задуматься: ваш знакомый юрист знает, как можно выиграть у банков? То есть знает, как брать деньги и не отдавать? Так вы посмотрите повнимательнее: он же, без сомнения, ездит на "Бугатти" или "Феррари", у него есть особняк в центре города и дом на Канарах? Что, пока нет? А вам он все это обещает, да? Какая фантастически бескорыстная забота о незнакомых людях!

Миф 2: "антиколлекторы – честные люди, бескорыстные защитники народных масс".

"Российская Газета" № 15 (6287) от 24 января 2014 года сообщила: "На Урале мошенники обещают людям избавить их от долгов по кредитам. …Яркие объявления с обещаниями "финансовой защиты простых людей" запачкали столбы и остановки Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска, Казани, Саратова, Москвы...". По сути, эти "антиколлекторы" придумали новый, 401-й, "сравнительно честный способ отъема денег у населения". "Я заплатила им десять тысяч: 8700 рублей за вступление в пайщики и ежемесячные взносы за обслуживание кредита. Обещали через суд доказать, что я банкрот и не могу расплатиться с банком, а также избавить от звонков коллекторов. Сейчас телефоны этой фирмы не отвечают, коллекторы наседают по-прежнему. Что делать?" - жалуется одна из попавшихся на удочку фирмы. Т.е. схема проста. Надо обнадежить недовольных усталых обиженных людей — предложить им правдоподобную схему легкого решения финансовых проблем, взять с них деньги за свои услуги, и … как положено, "кинуть" наивных простаков.

А что же могут посоветовать грамотные помощники? Как правило, они рекомендуют бороться за размеры пени и штрафов и тянуть время. Давайте проанализируем, насколько это выгодно клиенту.

Верховный суд РФ озвучил свою позицию по вопросам банковских комиссий летом прошлого года (см. газета "Известия" от 4 июня 2013г.): "Взимание комиссий не противоречит ни нормам гражданского права, ни федеральному закону". Но "взимание дополнительной комиссии допустимо, если она берется в качестве оплаты самостоятельной банковской услуги, то есть той, что способна принести пользу клиенту. Незаконными являются сборы за открытие и ведение ссудного счета, за рассмотрение заявки, за оформление кредитного договора…" Зачастую при оформлении кредита многие просто невнимательно читают условия договора или не вникают в расчет начисления пени и штрафов за просрочку платежа. Пара своевременно полученных разъяснений поможет существенно сэкономить и время, и деньги. Так что решайте сами: стоит ли терять в судах и первое, и второе из-за собственной невнимательности? "Российская газета" №223 (6199) от 4 октября 2013 г. на первой странице приводит мнение финансового омбудсмена Павла Медведева: "На кредит в 100 тысяч может набежать пени и штрафов на полтора миллиона". Затягивание времени в решении вопроса об оплате долгов, которое предпринимают некоторые "помощники" практически никогда не улучшает ситуацию, но, напротив, значительно ухудшает ее. Болезнь надо лечить на начальной стадии и не дожидаться острой фазы с осложнениями. Законодательство в сфере борьбы с должниками со временем только ужесточается. Так, закон о банкротстве физических лиц, о скорейшем принятии которого 5 декабря 2013г. говорил Президент России В.В. Путин, - это не способ списать долги. Во-первых, процедура банкротства рассчитана только на добросовестных заемщиков, а не злостных неплательщиков по кредитам. Если у первых заберут часть средств и имущества и предоставят рассрочку для погашения остальной части долга, то у последних предполагается отбирать фактически все. Во-вторых, подобные меры уже давно существуют в ряде вполне благополучных и демократических стран. И не надо много времени, чтобы перенести их на нашу территорию.

Не стоит надеяться на чью-то помощь. Надейтесь на себя, на свои силы, разум и знания, на своих близких, настоящих друзей. Не верьте мошенникам. Нынешняя экономическая модель предоставляет огромные возможности для увеличения благосостояния, для ведения бизнеса. Вместе с тем, жестко регулирует выполнение кредитных договоренностей.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-07-04/3425.html