В ведомстве Игоря Артемьева считают, что практика авиакомпаний, когда билет в день вылета продается по максимальной цене, неправильная. ФАС называет это навязыванием "потребителям тарифов без учета динамики потребительского спроса по мере приближения к дате вылета".
ФАС хочет получить ответ авиакомпаний до 18 мая. Если они не послушаются службу или не объяснят свое несогласие с ее инициативой, ведомство сможет возбудить дело против авиаперевозчиков о навязывании условий потребителям, объясняет старший юрист адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева.
"Аэрофлот" считает, что инициатива ФАС может привести к исчезновению дешевых билетов. "Сейчас билеты по цене ниже себестоимости мы можем продавать только за счет реализации более дорогих билетов, предлагаемых ближе к вылету", — говорит представитель "Аэрофлота". Представитель UTair от комментария воздержался. "Надо разобраться", — сказал он. Представители "Трансаэро" и S7 Airlines вчера на запрос РБК ответить не смогли.
Возможно, кто-то и получит более дешевые билеты, но в результате будет убита конкуренция на рынке, что противоречит идее ФАС, говорит главный редактор отраслевого журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. Инициатива ФАС нанесет серьезный удар по авиационной отрасли: сильно ухудшится экономика авиакомпаний, вплоть до банкротства, уверен эксперт. Рентабельность авиаперевозок находится в пределах 1,5—3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, подтвердил представитель Минтранса.
ФАС раскритиковала тарифную политику авиакомпаний еще в конце февраля: ведомство хотело заставить перевозчиков делать скидку на билеты до 25% в последний день перед вылетом. Авиакомпании отреагировали на такую инициативу без энтузиазма и обратились с жалобой в Минтранс. Представитель министерства заверил, что сложившуюся ситуацию чиновники пока изучают. Система тарифообразования позволяет предлагать широкий спектр тарифов, а за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами отвечает менеджмент авиакомпаний, а не ФАС, напомнил он.