Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Руководителям компаний рекомендуют возвращать подарки. Для бизнесменов проведут антикоррупционные тренинги

  • 12:36, 18 ноября 2013
  • Комментариев[0]
Минтруд подготовил развернутые рекомендации по борьбе с коррупцией внутри компаний. Бизнесу предложено внедрять этические кодексы, развивать каналы информирования руководства вроде телефона доверия, следить за подарками, получаемыми сотрудниками по работе, и включать обязанности по противодействию мздоимству в трудовые договоры.
Руководителям компаний рекомендуют возвращать подарки. Для бизнесменов проведут антикоррупционные тренинги

Документ готовился полгода, уже получил положительные оценки РСПП, ТПП, "Деловой России" и "ОПОРА России" и уже разослан по компаниям. Он призван помочь бизнесу выполнить требования статьи 13.3 ФЗ №273 "О противодействии коррупции".

Для наглядности в приложении приведены примеры наиболее частых корпоративных случаев коррупции. Один из них: "работник получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в его полномочия входит принятие решений о повышении заработной платы". В этом случае Мин­труд рекомендует подарок вернуть. Или другой пример: работник банка выдает кредит своему другу или родственнику. Рекомендация: отстранить сотрудника от работы по данному конкретному делу.

Принимавший участие в разработке рекомендаций начальник отдела Центра развития госслужбы ВШЭ Алексей Конов отмечает, что первоначально планировалось создать типовой набор правил, который подпишет каждая компания. Но потом от этой идеи отказались в пользу более демократичной — собрать описание эффективных практик.

Перечень предложенных Минтрудом методов обширен. Руководителям компаний следует начать с написания внутреннего кодекса поведения, затем провести серию антикоррупционных тренингов для сотрудников. При приеме на работу в типовой трудовой договор рекомендовано включать пункт о правах и обязанностях, связанных с противодействием коррупции.

Чтобы сотрудники могли информировать руководство о случаях нарушения антикоррупционной политики, в организации должен быть создан телефон доверия. Как вариант — сотрудники должны иметь возможность конфиденциальных встреч с начальством для решения конфликта интересов. Причем для таких работников нужно будет создать программу защиты свидетелей, чтобы защитить от возможных "формальных и неформальных санкций".

На особый контроль должны быть поставлены все расходы в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам. Оценить ситуацию руководству поможет ежегодное заполнение сотрудниками специального опросника. В идеале весь этот функционал должен быть закреплен за особым структурным подразделением.

В Минтруде предлагают не усердствовать в наказании провинившихся сотрудников и выбирать наиболее мягкую его форму. Лучше пересмотреть обязанности сотрудника, чем увольнять его, считают в ведомстве Максима Топилина. При этом в Сингапуре, где, согласно Индексу восприятия коррупции, взяточничества практически нет, подход противоположный, суровое наказание за коррупцию там предусмотрено даже в частном секторе.

Опрошенные РБК daily крупные компании сообщили, что сами давно выработали порядок борьбы с внутренней коррупцией. Как пояснили РБК daily в "РусГидро", в компании действуют положение о подарках, этический кодекс, работает "линия доверия". При этом каждый руководитель, а это около 300 человек, декларирует сведения о доходах и аффилированности с подрядчиками, а все подрядчики раскрывают все цепочки бенефициаров.

Специальную политику по предотвращению коррупционных действий имеет и девелоперская компания Rose Group, рассказал изданию ее гендиректор Андрей Нестеренко. В течение многих лет аналогичную работу ведут "ВымпелКом" и "МегаФон", где подчеркнули, что, по сути, рекомендации Минтруда уже выполнили. А в МТС даже есть департамент комплайенс, который предоставляет экспертизу в области соблюдения антикоррупционных процедур и контролирует соблюдение кодекса этики и антикоррупционной политики, действующего в компании.

Сбербанк запустил на своем сайте раздел, через который клиенты банка могут пожаловаться на злоупотребляющих своим положением сотрудников. А "Почта России", среди прочего, проводит разъяснительные беседы среди сотрудников и организовала "линию доверия".

Привести все используемые компанией методы не представляется возможным: комментарий компании по этому вопросу занял две страницы.

Автор: "РБК daily"

Похожие материалы

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus