ФОКУС ГОРОДА 10:19, 09.10.2013

14 рублей, как спасение, или На пороге транспортного коллапса

Трамваи и троллейбусы остаются единственным в Саратове полностью социальным видом транспорта, на которых действуют все виды льгот. Полностью оплачивают проезд только 35% пассажиров.

Глава предприятия Роберт Виньков не скрывает, что "Саратовгорэлектротранс" находится в "тяжелой финансовой ситуации". В числе причин названы рост затрат на перевозку пассажиров, связанный с ростом цен и тарифов — в первую очередь на электроэнергию. В связи с этим за 3 года СГЭТ не приобрело ни одной единицы нового подвижного состава, не может вести надлежащий капремонт трамвайных путей, контактной сети, подстанций.
Недокомплект водителей (из-за низкой зарплаты — средняя «по трамваю» 13,6 тыс.руб.) составляет 150 чел., кондукторов — 300 чел.
"Ситуация близка к критической. Предприятие не в состоянии оплачивать потребляемые энергоресурсы. Задолженность на сегодняшний день составляет 24 млн руб. Вагоны и троллейбусы простаивают в ожидании ремонта из-за отсутствия средств на приобретение шин, трамвайных бандажей, осей и т. д. В прошлом месяце впервые за долгие годы не были произведены налоговые платежи в полном объеме. В текущем году предприятие полностью отказалось от проведения капремонта трамвайных путей, контактной сети, тяговых электроподстанций, что негативно сказывается на безопасности перевозок и их качестве", - рассказал о ситуации Виньков.

В целях экономии сотрудники предприятия (за исключением водителей, кондукторов и аварийщиков) переведены на четырехдневный график работы, штатная численность уменьшена на 389 чел. (13%).

Главной причиной финансовых проблем руководитель муниципального предприятия назвал несоответствие размера компенсации выпадающих доходов от перевозки льготников установленному тарифу. Руководители СГЭТ обращались по поводу принятия мер по этому вопросу в правительство Саратовской области, однако, ввиду отсутствия результата, пришлось направить иск в Арбитражный суд о взыскании 186 млн руб. убытков, полученных от перевозки льготников за 3,5 года.

Потери предприятия за 3 последующих года (с 1 июля 2009 по 1 июля 2012 гг.) составили 642,9 млн руб. Виньков рассказал, как они сложились: стоимость льготного проездного на месяц вместе с компенсацией составляет 250 руб., но она не привязана ни к количеству поездок, ни к действующему тарифу. При этом за 8,5 лет стоимость проезда льготников выросла только на 25%, тогда как для остальных граждан — в 3 раза.

Ожидаемый убыток от производственной деятельности предприятия, несмотря на сокращения расходов, по итогам этого года должен составить 180 млн руб.

И это несмотря на то, что долгое время не работали троллейбусы NN1 и 15, изменилась схема движения "пятерки". Выпадающие доходы от закрытия "единички" и "15-го" составили 3 млн руб., 1 млн — от изменения схемы движения двух других маршрутов.

Доходная часть бюджета предприятия — 435,5 млн руб. (на 13% ниже плана). Из них 220,8 млн руб. (плюс 11,8 млн) - выручка от перевозки пассажиров, субсидии из горбюджета — 97,1 млн руб. (минус 2,9 млн), компенсация выпадающих доходов — 54.5 млн руб. (меньше плана на 42,5 млн). Прочие доходы составляют 63,2 млн руб. (меньше плана на 33,2 млн). При формировании программы деятельности на 2012 год планировались поступления денежных средств по итогам рассмотрения в суде иска к облправительству. Иск был подан в октябре 2012 г., однако 26 декабря по итогам совещания под председательством вице-губернатора Дениса Фадеева этот иск был отозван.

Убыток предприятия за январь-июнь составил 47,4 млн руб. Это связывают со снижением объема субсидий из облбюджета на 42,5 млн руб.; снижением объема продажи разовых и долгосрочных проездных билетов; отзывом судебного иска.
Правда, сейчас предприятие вновь готовит иск к облправительству по итогам 2010-2013 гг. Сумма увеличилась до 649 млн руб.

Отмечено, что к областному правительству в лице зампреда Сергея Канчера с просьбой обратить внимание на электротранспорт Саратова неоднократно обращался и сити-менеджер Алексей Прокопенко, и его заместитель Дмитрий Федотов. Они напоминали и об износе трамвайных путей, тяговых подстанций и пр. (на 75-80%), и об отсутствии низкопольных трамваев и аварийном состоянии путей (30%), и о деньгах. Городские власти просили область вернуться к вопросу о пересмотре размера компенсации со 100 до 450 руб. за 1 проданный билет и с 250 до 600 — за бесплатно выданный, а также изыскать средства на покупку вагонов (в первую очередь — низкопольных, которые необходимы для комфортной перевозки "сложных" пассажиров).

Выступая перед депутатами, Роберт Виньков заявил, что они готовят материалы облправительству по обоснованию тарифов на уровне 14 руб. Если правительство не пойдет навстречу транспортникам, ситуация в городе к концу года может стать критической.
Отвечая на вопрос одного из депутатов: "Неужели через 4 дня электротранспорт перестанет ходить из-за долгов предприятия по электроэнергии?", замглавы горадминистрации Дмитрий Федотов ответил, что долги ухудшают работу предприятия, но электротранспорт ходить будет.
"Сначала ограничат депо и офисы, потом - тяговые подстанции. Транспорт будет ходить, но с большими перерывами", - пояснил Федотов. "Мы на пороге транспортного коллапса", - предположил депутат Сурменев. Его коллеги вспомнили зиму 2010 года, когда, несмотря на то, что электроэнергию не отключали, город из-за сильнейших снегопадов стоял в многочасовых "пробках".

Гордеп Геннадий Турунтаев высказался: «Саратовгорэлектротранс - не первое муниципальное предприятие, оказавшееся в тяжелом положении: "Бюджет Саратова не дает развиваться городу и в этом вина наша - "молчунов". Прокуратура спит, ничего не видит. Этот вопрос поднимается на протяжении нескольких лет, и где здесь надзорный орган". Он предложил обратиться с этой проблемой в правительствам области и РФ. Однако его предложение не поддержали. Было принято решение создать рабочую группу по этому вопросу для поиска возможных решений.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-10-09/2623.html