Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Рынок фотографии. Инвестиции с гарантиями и без

  • 16:19, 5 сентября 2013
  • Комментариев[0]
Фотография – один из самых популярных сегментов коллекционирования искусства в мире. Это объясняется как ее тиражностью, так и ценовым диапазоном (цены на работы молодых авторов могут начинаться от 100 долларов за отпечаток). О рынке фотографии в России, коллекционерах и ценах рассказала основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер и одноименной галереи Наталья Григорьева.
Рынок фотографии. Инвестиции с гарантиями и без

В каком состоянии сегодня находится рынок фотографии в России и насколько популярна фотография среди коллекционеров?
- Рынок фотографии у нас достаточно молод и находится в процессе развития. За те 13 лет, что существует моя галерея (а мы стали первой частной галереей в Москве в 2001 году), установились те правила игры, по котором живет и весь остальной мир в нашем виде искусства. Это не произошло автоматически и требуются до сих пор определенные усилия среди игроков рынка, чтобы гарантии, которые обещаются коллекционеру выполнялись и соблюдались. 

Если попробовать оценить популярность этого вида искусства, думаю, он набирает серьезные обороты. Фотография один из наиболее энергетических видов искусства. У российской фотографии XX века есть мощный исторический подтекст. Сопричастность с происходившим, зачастую ностальгия, - все это движущая сила к обладанию частью своего прошлого. Я говорю об антикварной и интеллектуальной ценности советской фотографии, которую я предлагаю, эпохи 1920-70 х годов. 

Новые коллекционеры появляются?
- Да. В Москве в последние годы проходит масса выставок фотографии не только в галереях, но и в музеях. Все это ведет к увеличению интереса и популярности. Меня радует появление 30-летних одержимых фотографией людей. Сегодня они регулярно приходят к нам на выставки в Центр фотографии на Красном Октябре, их уже интересуют работы и американских и европейских фотографов, которых мы представляем. Они готовы разбираться в своих пристрастиях, слушать наши советы по созданию коллекции. Они пока в начале пути, и мы готовы помогать им. 

Вы упомянули о гарантиях для коллекционеров. Имеются в виду гарантии того, что ни при каких условиях не будет напечатан дополнительный тираж одного и того же снимка, сверх заявленного?
- Фотография - тиражный вид искусства. И первый вопрос всегда именно о гарантиях в соблюдении тиража. И если вы рассматриваете покупку фотографии с точки зрения инвестиций, то все эти тонкости вам необходимы для понимания. В каких форматах печатается та или иная работа, какие тиражи в каждом из форматов предлагает галерея, есть ли гарантийные обязательства от самого автора на этот счет у галереи. Предлагаются эти работы только одной галереей на рынке, или есть другое предложение. Все это необходимо исследовать прежде, чем совершать сделку. В моей практике были случаи, когда галереи представляли работы авторов не имея с ними соглашений, и не имея информации о их тиражной политике в принципе. Есть и фонды, представляющие интересы наследников авторов, и сами действующие авторы, которые отрицают соблюдение тиражности, да и зачастую просто ее не заявляют. 

Это тоже модель представления своих работ на рынке, и я ее не исключаю. Например, работы Эммануила Евзерихина, Маркова-Гринберга, Антанаса Суткуса я предлагаю официально заявляя об отсутствии контроля тиражности у данных авторов. Цены на их работы гораздо ниже, но имеют своего покупателя. 

На примере работ советских мастеров Якова Халипа и Наума Грановского, можно увидеть другую схему. Их фотографии появились на рынке в 2004 году с уже четкой политикой форматов и тиражей. Это был целый комплект многосторонних документов, подтверждающих наши гарантии перед клиентом. Мы подготовили юридическую базу и только потом показали работы. Эта схема абсолютно оптимальна и применяется в серьезных галереях уже давно.

Есть ли направления в коллекционировании русской фотографии?
- Это только человеческие пристрастия! Какими бы мудрыми расчетами вы не пользовались и не располагали всеми входящими данными по данной фотографии, вы покупаете именно то, что хотите иметь в коллекции.

В основном коллекция привязывается к конкретным направлениям в искусстве, периодам развития этих направлений. Предпочтения могут находится в периоде авангарда и конструктивизма, пиктореализма… Есть коллекции фотографии, склонные к отражению известных, в том числе политических, деятелей, и зачастую захватывает целые периоды развития страны, связанные с этими людьми. Кому то ближе развитие фотографии в стиле "ню", и коллекция тогда, безусловно, не ограничивается российскими авторами. 

Каков размер капитализации у русской фотографии?
- Начало нулевых - это наша проба пера и самое начало начал. Я готова сегодня выкупить половину тех работ, которые продала в ЦДХ в то время. Винтажные отпечатки выставлялись за 300 долларов. Сегодня таких уже не найти…

В 2004 году мы представили первые отпечатки из фондов Бориса Игнатовича, Наума Грановского, Якова Халипа. Это классика, признанная специалистами во всех музеях. Первые номера в тиражах были от 150 долларов. Я говорю о номерах 1/30, 2/30 (первый, второй и т.д. отпечаток в серии из 30 штук, - примечание ред.)…  Сегодня уже более половины тиражей распроданы, то есть в нашем предложении сегодня 15/30, 16/30 … 20/30. Ценообразование выстроено таким образом, что следующая работа в тираже всегда дороже предыдущей. На хиты советских классиков разница между 1/30 и 20/30  - в 10 раз. Но речь идет, конечно, о тех работах, которые хотят иметь все. 

Какие виды фотографии наиболее популярны и интересны в инвестиционных целях?
- Оценивая ликвидность вложения нужно учитывать много факторов. Имя галереи, ее репутацию и активную деятельность на российском и на международном рынке. Активность автора или фонда, представляющего автора, издательскую и выставочную деятельность. Если в автора и его имя вкладываются деньги поступательно и профессионально, можно рассматривать вариант сделки.

Если всерьез принято решение об инвестициях в фотографию и собирательство не рассматривается как хобби, то нужно обращать внимание на политику авторов или их представителей в целом. Смотреть на новые предложения, отслеживать работы тех, кого только начали представлять галереи. Хороший пример с фондом Вивьен Майер, который был куплен за копейки на аукционе в виде негативов. Сегодня два лица представляют этого автора в США. Фонд разделен и находится в постоянном исследовании, то есть новые работы из него появляются постоянно в виде первых экземпляров в нескольких галереях. Старт на эти экземпляры - от 2000 долларов. За год цена на работу возрастает в 2 - 3 раза. 

Покупка работ, например, Аведона и Ньютона тоже имеет смысл, но только тогда, когда в вашей коллекции по ее теме и концепции не хватает именно этих работ. Цены на таких авторов уже давно находятся на пике. Инвестиция здесь также присутствует, но не по причине роста цены со временем, а по причине уникальности работы в принципе. Все ,что делали эти авторы, уже есть на рынке, и новых вещей не появится. 

На российском рынке есть большое уникальное предложение по русской и советской фотографии, которое пока не ярко представлено на западном рынке. Как следствие, цены на наши фотографии остаются нашими, российскими. Никаких 10 - 50 тысяч долларов за отпечаток мы не имеем в предложении. Все это будет держаться, пока мы не выйдем серьезно на западный рынок с нашими авторами и не начнем инвестировать в них уже там.

Автор: "РБК"
Похожие материалы
  • 03.09.2014, 08:00 Освоение застроенного Саратова: "второе дыхание" города или новое гетто? Свободных земель в крупных городах области, таких, как Саратов, Балаково, Энгельс, практически не осталось. Проекты освоения разработаны, однако аукционы до сих пор не проведены. Предполагается, что в этом не заинтересованы инвесторы, а, кроме того, есть большая вероятность возникновения проблем с расселением жилых домов и сносом зданий, которые признаны объектами культурного наследия. Своими взглядами на проблему с нами поделились застройщик – гендиректор ЗАО "Саратовоблжилстрой", депутат Саратовской областной думы Леонид Писной и ученый – доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 сентября 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x