ФОКУС ГОРОДА 10:10, 19.04.2013

"Легенда №17". Заметки киномана

Эта же фраза отлично подходит и ко всему сюжету, который неожиданно начинается в Испании, где во время праздника по улице бегут быки, а мальчик Валера спасает щенка. Не волнуйтесь, в Москву все переносится очень быстро, когда молодого хоккеиста Валерия Харламова (Данила Козловский, "Духлесс", "Пять невест", "Москва, я люблю тебя") замечает грозный тренер ЦСКА и сборной СССР Анатолий Тарасов (Олег Меньшиков, "Статский советник", "Доктор Живаго", "Утомленные солнцем"). Замечает и отправляет… в Чебаркуль, чтобы тот пообкатался немножко. После серии побед команды "Звезда", он забирает его к себе в ЦСКА, правда, играть толком все равно не дает. Такое выходит последовательное испытание героя на преданность делу. И когда Харламов испытание проходит, ему, наконец, дают разыграться. А там уже и матч хоккейной Суперсерии 72-го года с Канадой не за горами. И снят он так драматично, что и тем, кто в курсе, как он закончится, смотреть будет интересно.

Суровые хоккейные фанаты, да и просто те, кто лучше знаком с биографией всемирно известного советского хоккеиста Валерия Харламова, конечно, скажут, что, на самом деле, все было немного по-другому. И последовательность событий в жизни Харламова поменяли, и много чего важного не показали, а партийный персонаж Владимира Меньшов ("Высоцкий. Спасибо, что живой", "Дневной дозор", "Собачье сердце") – вообще собирательный образ, а не реальная личность.

Но им сразу хочется возразить, что это все-таки кино, и режиссёр Николай Лебедев ("Волкодав из рода Серых псов") делал из отрезка его жизни интересный для всех сюжет, а не кинохронику. Впрочем, такие претензии всегда возникают по поводу биографий и экранизаций знаменитых книг – то слишком вольно, то слишком подробно. Как будто не знают дорогие зрители, что кино – это способ передачи информации, который живет по своим законам и не похож ни на литературу, ни на жизнь. И с точки зрения кино, сценарий в этом фильме очень хорошо написан. Все логично, все хвосты подобраны, все ружья выстрелили и сделали это вовремя, и поведение героев вполне можно понять.

Даже пресловутые быки и щенок, за которых критики уже начали ругать фильм, выглядят немножко надуманно, конечно, но образ мчащихся животных и дрожащая вода в стакане красной нитью проходят через все повествование и очень хорошо передают внутреннее состояние героя. Это классический прием, умело примененный. И перипетии отношений с Тарасовым и знакомство Харламова с будущей супругой не портят фильм. Напротив, они очень умело вкраплены в повествование и служат своей цели – раскрывают характер главного героя. Впрочем, все в фильме служит цели и находится на своем месте, а это и для нашего, и для зарубежного кино большая редкость.

Но часто и этого бывает недостаточно, чтобы фильм ожил и заиграл красками. Нужна какая-то магия. И здесь это магия спортивного состязания. Автор рецензии честно признается, что ничего не понимает в хоккее, но также честно признает, что после этого фильма у нее появилось желание разобраться. Что само по себе о многом говорит. Ледовые побоища сняты красиво, насколько возможно снять такой спорт красиво, и понятны даже непосвященным.

В качестве основной претензии можно предъявить явный ура-патриотический настрой картины и частоту появления надписи "СССР" на разнообразных объектах. Можно, но не хочется. Потому что в 72-м году, как рассказывает масса живых свидетелей, все было именно так, как показано в фильме. Вся страна действительно смотрела матч с канадцами и болела за хоккейную команду. И, в конце концов, это действительно отличный повод для гордости. А фильм рекомендуется в кои-то веки раз всем – мальчишкам и девчонкам, а также их родителям. Всегда бы наши так играли!

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-04-19/2080.html