Чиновники между собой отметили, что количество личного автотранспорта в городе приближается к критической отметке: только в Саратове, по их данным, зарегистрировано 400 тыс. автомобилей, ежедневно из Энгельса приезжают еще 40 тыс., плюс транзит. Итого, в общей сложности около полумиллиона машин. Если взять 10 кв. м. как среднюю площадь, которую занимает машина, общий километраж дорог — 5,5 млн кв.м., и ежегодный прирост автотранспорта — 7-8%, то становится понятно, что коллапс может наступить гораздо раньше, чем предполагается... Наиболее оптимальным решением транспортной проблемы чиновники считают … развитие скоростного трамвая.
Согласно проекту развития скоростного трамвая, который обсуждался на рабочей встрече, до 2015 г. планируется организовать две скоростные линии - N3 "6-я Дачная - 1-й Просяной проезд" (объединит существующие линии маршрутов N3 и N9) и N11 "Геологический колледж - Октябрьский пос." (объединит N11 и N10). Модернизация подразумевает изоляцию трамвайных путей от автомобильных потоков.
Второстепенные пересечения с автодорогами будут автоматически закрываться при проезде трамвая, а на перекрестках с основными автодорогами трамвайное движение будет поднято на эстакады: на Танкистов (от Осипова до Сенного рынка); Астраханской (от Сенного рынка до Детского парка); Большой Горной (от "Навигатора" до Сенного рынка); перекрестке Большой Садовой и Новоузенской.
При этом на Кутякова, Горького, Горной, Радищева, Вавилова, в Мирном пер. трамвайное движение должно ликвидироваться.
Еще 2 года уйдут на организацию новых маршрутов и продление существующих: N6 — через пос. Сокол до Жасминки, NN 5 и 8 — до пос. Тепличный, N7 — до пос. Водник (через Увек, которые предполагается превратить в культурный центр), N11 — до Техстекла. Будущий скоростной N11 должен ходить до нового аэропорта в Сабуровке и через автовокзала, который... предполагается "выселить" в район Дубков.
Начиная с 2018-го и до 2025-го городские власти планируют создать еще несколько скоростных маршрутов. Также планируется с помощью скоростного транстпорта соединить Саратов и Энгельс.
На рабочем совещании были озвучены некоторые суммы: 200-300 млн руб. в год потребуется на строительство эстакад и перекладку путей, 30 млн - на сдвоенный низкопольный вагон для скоростного трамвая российского производства. Для функционирования системы необходимо 25-32 трамваев.
"Первый пункт вполне реален при перераспределении денег на ремонт дорог. Второй пункт больше зависит от помощи государства по президентской программе о замене старого электротранспорта. В этом году Саратов получил по ней субсидию всего на 2 трамвая. Субсидии, кстати, обещают использовать - купить 2, а может и 3 трамвая в 2013 году! А на примере Ульяновска и Перми, которые выбили по программе гораздо больше трамваев, можно надеяться на расширение количества субсидированного подвижного состава в будущем при наличии проработанной программы развития", - оценил программу участник рабочего совещания, блогер и один из организаторов сбора подписей за сохранение трамвая на Кутякова, активист проекта "Сарметро" Денис Жабкин.
Однако он отметил и ее, с его точки зрения, "минусы" - например, демонтаж линий трамвая в центре.
Ожидается, что программа развития скоростного транспорта будет в ближайшее время выставлена на рассмотрение гордумы.