ФОКУС ГОРОДА 05:50, 18.01.2013

"Охотники на ведьм". Заметки киномана

Но на старый трюк "покажите мне, как надо лезть в печь, а то я не умею" в этом фильме никто бы не попался. Поэтому Гензелю и Гретель приходится совершать действия, которые, с точки зрения современного российского законодательства, наверняка за гранью допустимой самообороны. (Кажется, с каждой следующей вольной кино-адаптацией сказки в жанре "триллер", реки крови в кадре становятся все шире, а горы трупов – все выше. Хорошо это или плохо – вопрос спорный, но рейтинг 18+ фильм полностью оправдывает).

В сказке дети вернулись к отцу и жили долго и счастливо. Но мы больше не верим в "долго и счастливо", не правда ли? Так и встает извечный вопрос "что было дальше?"
Версия режиссера-норвежца Томми Вирколы выглядит так: через 15 лет после инцидента с домиком Гензель и Гретель становятся суровыми и брутальными охотниками на ведьм. И очень профессиональными при этом. Поэтому мэр Аугсбурга, в котором начали пропадать дети, нанимает их выследить и убить виновную. Но они быстро понимают, что в лесу их ждет нечто гораздо более страшное, чем просто ведьма.

После десяти лет Гарри Поттера мы привыкли, что ведьмы и волшебники такие же, как мы, только с палочками. Но на фоне ведьм из этого фильма Волдеморт кажется Бредом Питтом. Никаких вам школьников или сексуальных дам в черном! Здесь ведьмы, как в фольклоре, – страшные, носатые, с бородавками и гнилыми зубами.

Правда, как узнают главные герои к середине фильма, "белые" ведьмы тоже бывают. Большую часть "узнавания" (с обязательной сценой без рубашки) делает Гензель, которого играет Джереми Реннер ("Мстители", "Миссия невыполнима: протокол фантом", "Повелитель бури"). Он здесь в своем амплуа – серьезный мужчина, который много дерется (предположительно) за правое дело.

В роли Гретель – Джемма Артертон ("Принц Персии: пески времени", "Квант милосердия"), британская актриса, начинавшая свою карьеру с экранизаций классической литературы.
Хотя сказки братьев Гримм – тоже очень даже классическая литература, здесь с ней обошлись вольно. Чудес актерской игры такой жанр не требует, но персонажи вышли обаятельные, в отличие от смертельно серьезных героев "Белоснежки и охотника", и пошутить могут, и быть побитыми тоже.

А драки в этом фильме случаются часто: рукопашные, магические и с применением оружия. Особо хочется отметить "гаджеты" главных героев – посреди неопределенно старинной атмосферы, где ведьм сжигают на кострах, у них имеются всякие разные скорострельные арбалеты, пулеметы, всякие многоствольные орудия и даже электрошокеры. Но больше всего поражает "старинный" дефибриллятор – прибор, дающий электрический разряд, чтобы запустить сердце во время реанимации.

Сюжет из этих ингредиентов получается динамичный и логичный. Спецэффекты не очень дорогие – много сцен в темноте, да и 3D среднее, зато есть красивые натурные съемки. Если сравнивать этот фильм с "Белоснежкой и охотником" (потому что со второй прошлогодней "Белоснежкой" его сравнивать не стоит – не совсем тот жанр) и позапрошлогодней "Красной шапочкой", он смотрится дешевле первой, но дороже последней.
Фильм стоит посмотреть, если нравится фэнтази, экшн, триллеры, необычные боевики и, конечно, новые интерпретаций сказок (но не детям!).

Кстати, о сказках! Есть мнение, что нынешние взрослые – инфантильны. Отсюда столько фильмов по сюжетам, возвращающим в детство. Другое мнение гласит, что в Голливуде совсем закончились идеи, поэтому они снимают одну и ту же историю по десять раз под разными углами. Есть и третье мнение: сказки – это то общее, что есть у всех людей, самые популярные сказочные сюжеты – это универсальные сценарии, они архетипичны. И такое увлечение экранизацией этих историй – причем, не буквальной, сюжет во всех последних популярных фильмах-сказках часто идет вразрез с тем, что написано в книжках – указывает на то, что нынешние взрослые переосмысляют их. Они смотрят свежим взглядом на то, что знали детьми, и, если их что-то не устраивает, меняют сложившиеся схемы.

И "Охотники на ведьм", где-то там за спецэффектами и брутальными героями, как раз об этом: Гензель и Гретель, повзрослев, вернулись к тому, с чего начали, – к пряничному домику, снова встретили там злую ведьму – свою старую проблему, и разобрались с ней, то есть, наконец, по-настоящему повзрослели. Так что, может, нынешние взрослые не застряли навеки в детстве, а как раз наоборот смогли повзрослеть?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-01-18/1795.html