ФОКУС ГОРОДА 06:11, 13.12.2012

"Деревня Гадюкино" превращается-2. 35 миллиардов и легкое метро

Как заявил в начале презентации гендиректор ООО "Деловой Саратов Инвест Информ Групп" Владимир Шашко, в основе концепции проекта лежит один из популярных сегодня градостроительных приемов –создание "города в городе", т.е. "особого делового и общественного пространства с принципиально новым качеством жизни". Вопреки утверждениям некоторых чиновников облправительства, Владимир Шашко заявил, что "инвестпривлекательность Саратовской области оставляет желать лучшего. Туристы с неохотой его (Саратов) посещают…" А в плане благоустройства и прочих благ цивилизации "мы отстаем от других городов". Новый проект, предполагает разработчик, должен кардинальным образом изменить ситуацию. Согласно концепции, планируется создать 6 принципиально новых зон.

Деловая зона:
"Центр международной торговли-Саратов" (20 тыс.кв.м.) – стоимость оценивается в 3,2 млрд руб.;
Здание ТПП Саратовской области (15 тыс.кв.м.)(стоимость не указана);
Бизнес-центр "Гагарин" (10 тыс.кв.м.);
Бизнес-центр "Волга" (10 тыс.кв.м.);
Выставочный центр (10-12 тыс.кв.м.) – 420 млн руб.;
Конгресс-центр (на 1,2 тыс.чел.) – 334 млн руб.;
Гостиница 4* (на 300 мест) – 580 млн руб..

Научный городок
Технопарк (на 10 резидентов) – 140 млн руб.;
IТ-парк (на 15 резидентов) – 94 млн руб.;
Негосударственный (это подчеркивается) бизнес-инкубатор (на 30 резидентов) – 108 млн руб.;
Физико-математический лицей (на 900 учащихся) – 244 млн руб.;
Научное общежитие-гостиница (на 400 мест) – 375 млн руб..

Жилая зона
Многоэтажная застройка (на 15 тыс. жителей) – 23,9 млрд руб.;
Торговый комплекс (8 тыс.кв.м.) – 364 млн руб..

Спортивная зона
Крытые бассейн, каток;
Стадион, ФОК, манеж для игровых видов спорта, манеж для тенниса.

Рекреационная зона
Ландшафтный парк (40 га) – 985 млн руб.;
Зоопарк (15 га) – 422 млн руб.;
Аквапарк (5 тыс.кв.м.) – 127 млн руб.;
Городок аттракционов (10 тыс.кв.м. – 72 млн руб.).

В числе вспомогательных объектов – клиника, предприятия общепита и службы сервиса, фитнес-центры, салоны красоты, центры развития, картинная галерея (филиал Радищевского музея), наземные и подземнные парковки на 6 тыс.мест (для сравнения – крупнейшие парковки в городе – у "Метро" и "Реала" – вмещают около 1,5 тыс. машин),центр МЧС, вертолетная площадка,… Итого на все про все 32,3 млрд руб.

К слову, проект планируется как едва ли не эталон безопасности, а между тем, на чем основаны эти предположения, сказано было немного. Безопасные, экологически чистые стройматериалы, современные средства безопасности, связи, альтернативные источники энергии… Лет через 50 это будет похоже на правду, но в 2016 году – весьма сомнительно. Равно как и о "комфортной среде обитания" разработчик лишнего слова не сказал. Разработчик упомянул о строительстве линии легкого метро (1 млрд руб. км, правда, с учетом использования уже существующих наземных объектов, стоимость км сокращается, по словам разработчика, до 500 млн), однако к этой идее участники "общественных слушаний" отнеслись с сомнением.

Площадь, которую предполагается освоить, составляет 250-300 га, а объем капиталовложений – 30-35 млрд руб. (без инфраструктуры). Планируется, что, при наличии инвесторов, проект можно будет реализовать за 5 лет (2012-2016 г.г.).

Рассказывая о концепции, Владимир Шашко апеллировал к тому, что на территории Саратовской области реализуются множество успешных проектов. В их числе были названы, в частности, перинатальный центр и ТЮЗ – известные долгострои, к тому же, возводившиеся за государственный счет. "Саратов Сити парк" предполагается возвести за счет частного капитала. Одним из самых принципиальных (и сложных) моментов разработчик назвал месторасположение объекта. Изначально было много вариантов: пос. Дубки, район Пристанского моста, Долгий Буерак, НИИ Юго-Востока… Сами разработчики склоняются к последнему варианту. Оно и понятно – место, по современным меркам, практически в центре города, а если проект удастся реализовать, оно таковым и станет. "Мы будем использовать метод долевого строительства – любая саратовская компания, которая будет участвовать в строительстве, в дальнейшем сможет иметь собственность. Нужны профессиональные девеллоперы", - добавил Шашко.

Планируется, что проект создаст 15 тыс. дополнительных высокотехнологичных рабочих мест.

"Сказать, что такой проект не нужен, могут только ханжи, - закончил Владимир Шашко свое выступление, - Объемы территорий, суммы, земля – это все сложные вопросы. Особенно – выделение земли".

Свою оценку проекту дали чиновники, ученые, бизнесмены.

"Проект поддержать надо, но надо подключиться всей общественности для обсуждения, - заявил главный архитектор Саратова Александр Кискин. – Возникает, конечно, вопрос по поводу земельного участка. От того, где объект будет располагаться, многое зависит, многое меняется. Если проект будет строиться на выселках – это одно, если на предлагаемой площади – совсем другое. Предложение по легкому метро не координируется с заявленными целями (в проекте указан маршрут пос. Солнечный-Сенной рынок (протяженность - 11 км)). Мы поддержим, но будьте внимательны. Мы говорим о Центре международной торговли и других объектах, но связи между ними нет. Это к слову о легком метро. По моему мнению, линия должна связывать железнодорожный вокзал и аэропорт. Словом, вопросы есть".

Заведующий кафедры архитектуры СГТУ Сергей Дядченко также подробно остановился на транспорте.
"Нет инфраструктуры – это большой минус. Все города борются за инвестпривлекательность, и Саратов не должен отставать. В 1871 году акционерное общество на свои деньги построило железную дорогу. Это время я называю "золотым веком" Саратова". Он привел в пример "города в городе" в других странах, разработанные шведской, французской, голландской группами, и обратил внимание и на малоэтажную застройку, и на отношение к автотранспорту (в большинстве из них легковой автотранспорт и другие средства передвижения были запущены по разным дорогам, что создало ощущение, что в населенном пункте практически нет машин).

Представители бизнеса заявили, что прежде, чем обсуждать структуру, транспорт и прочую конкретику, им необходимо "разобраться с содержанием". "30 млрд руб. инвестиций, значит, прирост должен быть не менее шести млрд, а иначе бизнес за это и браться не будет. 6 млрд – это 2% ВВП области…, - начал было один из предпринимателей из зала, однако вернулся к проблеме транспорта: Я не знаю, зачем нам метро в аэропорт. Там летают человек 100, из них 80 будут ездить на собственных автомобилях…" Развернулась дискуссия. Часть участников, забыв о презентации проекта, доказывали, что новый аэропорт будет только мешать развитию города – действующий объект в черте города, по их мнению, является большим преимуществом, т.к. до него можно добраться "за 20 минут". Их оппоненты доказывали обратное.

Далее возник вопрос о заинтересованности бизнес-сообщества проектом, поскольку некоторые объекты явно относились к комфортной среде обитания, но не обещали стать выгодным вложением денег. Например, ландшафтный парк, предусмотренный проектом, да и оздоровительные заведения – тоже.

Последним выступил замдиректора Поволжского института им. Столыпина Владимир Чернышев. "Как будут ежедневно перемещаться те 15 тыс.чел., для которых вы создадите рабочие места? Как это отразится на транспортном потенциале города в целом?.." - задал он вопрос Шашко. "Я не мэр и не губернатор, чтобы решать транспортные вопросы города и области в целом. Мы не стремимся решить все проблемы. Я разработчик. В скором времени будет создано акционерное общество "Саратов Сити парк". Я уверен, мы найдем инвесторов", – заключил он.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-12-13/1722.html