ФОКУС ГОРОДА 05:25, 12.12.2012

Рискованный шоппинг. Связанные одной скидкой

Дорого, да мило…

Покупателю, пожелавшему присоединиться к обществу совместных покупок, сначала довольно трудно разобраться, что к чему. Поскольку здесь действуют свои правила, и даже появился свой профессиональный язык: "орг" - организатор закупки, "минималка"- минимальный размер заказа, оформляемого по оптовой цене, "хвасты" - форумы, где можно похвастаться купленной вещью и разместить ее фото, "пристрой" - раздел, в котором можно выставить на продажу вещи, которые не подошли. В теме форума каждый организатор оговаривает свои условия: сроки выкупа, размер организаторского сбора, условия доставки и раздачи товара. Нередко для того, чтобы сделать закупку необходимо собрать так называемые "ряды" - то есть определенную модель женского костюма можно выкупить по оптовой цене только в том случае, если найдутся желающие на все размеры, имеющиеся в сетке поставщика.

На самом же деле все довольно просто: группа людей, организованная одним лидером скидывается деньгами и выкупает определенный товар оптом, по оптовой цене. И плюс совместно оплачивает доставку, тем самым экономя деньги. Схема выглядит так: организатор выходит на оптового поставщика (в большинстве саратовских магазинах совместных покупок лидируют производители из Украины, Беларуси, Кыргызстана и Китая), после чего покупатели делают заказы, набирая необходимое для минимальной оптовой партии количество товара. Грубо говоря, покупают вскладчину. Далее организатор заказывает товар у поставщика, после чего тот приходит к покупателям.

При этом если заказы, общение и оплата товара проходит посредством интернета (оплата обычно производится на карту организатора закупок), то за товаром каждый покупатель приходит лично. Одни сайты совместных покупок имеют официальные офисы, где можно получить покупку, другие, более мелкие, складируют коробки и мешки прямо на квартире у организатора закупок, откуда их и забирают покупатели. Правда, порой покупательницам приходится ждать несколько недель, пока соберется весь размерный ряд или минимальная оптовая партия.

Казалось бы, зачем такие сложности? Вникать в правила сайта, рискуя, делать предоплату, да и возможности померить или подержать в руках вещь нет никакой возможности. Но сервисы совместных покупок имеют одно важное преимущество: стоимость приобретенного товара снижается в два-три раза, поскольку виртуальным организаторам не нужно платить за аренду помещения, зарплату продавцам, а товарные расходы "раскидываются" по покупателям. Темы на форумах пестрят невиданными ценами - вечерние платья по 800 рублей, блузки по 300, теплый комбинезон для новорожденного - 400 -550 рублей, распашонки по 60-100 рублей. Впрочем, в наличии имеются и товары подороже: мужские кожаные сумки со вставками кожи питона, элегантные визитницы, копии сумок известных дизайнеров. Но такой товар, как признаются сами форумчанки, можно дожидаться очень долго: к примеру, минимальная оптовая партия кожаных сумок стоимостью 2200 - 2400 рублей составляет 10-15 штук. Вроде бы не много, но большинство покупательниц приходят в виртуальные "супермаркеты" из-за дешевизны, и не готовы отдавать за одну единицу товара несколько тысяч рублей.

Однако психологи видят в популярности сайтов совместных покупок не только денежную выгоду.

-Сайты совместных покупок можно назвать клубом по интересам, поскольку люди приходят туда не только за дешевыми вещами, но и за общением, - высказывает свою точку зрения Ольга Казакова, психолог-аналитик, руководитель центра самоперестройки. - Форумчанок объединяет общий круг интересов - быт, дом, уют, дети, семья. Они приобретают виртуальных друзей, виртуально ходят друг к другу в гости, и даже совершают совместные покупки. Выгода налицо: вместо хождения по магазинам - экономия времени (появляется возможность больше побыть со своим ребенком), плюс сэкономленные деньги из семейного бюджета.

Идти на риск

Интернет забит многочисленными сообществами совместных покупок: "Репка", "100 совместных покупок", "Совместные покупки", "Клуб шопоголиков" и проч. Некоторые из сайтов имеют представительства в разных регионах, но главенствуют там столичные организаторы, а региональные продавцы все-таки предпочитают выставлять товар на местных сайтах. В Саратове есть парочка довольно крупных "интернет-супермаркетов" - "Шопоголики - 64.рф" и "64pokupki.ru", где предпочитают рассматривать, выбирать и приобретать товар местные экономные домохозяйки (как правило, подавляющее большинство участниц закупок - мамы, сидящие дома с детьми). Подтверждение этому можно получить не только общаясь на форумах с участницами, но и внимательно посмотрев ассортимент местных магазинчиков, переполненных детской одеждой, обувью, игрушками, а так же предметами интерьера, текстиля и посудой.

Как рассказала Оксана Петровская (фамилия изменена), организатор закупок на одном из саратовских сайтов, лучше всего раскупается недорогая одежда мелких отечественных производителей, швейных фабрик Украины, а так же Польши. Правда, для того, чтобы найти клиентов Оксане приходится часами просиживать в социальных сетях, выискивая потенциальных клиентов, и рассылать им приглашения. Одну из своих самых крупных закупок Оксана сделала этим летом, на закупке блузок средней стоимостью 260-300 рублей, собрав заказ на сумму 89 тысяч (!) рублей. Можно представить, какое количество жительниц Саратовской губернии щеголяли в одинаковых одежках.

Однако у магазинов совместных покупок имеется очень существенный недостаток. Если купленная вещь не подошла по размеру, или производитель перепутал и прислал вовсе не то, что было заказано, вернуть товар обратно невозможно. Ее можно только "пристроить" на форуме. Впрочем, организаторы закупки честно предупреждают о подобных нюансах потенциальных покупателей, утверждая - мы не магазин, а лишь представляем интересы участников у оптовика. Посему и риски совместные несем.

Как считают правозащитники, любая интернет - торговля - это всегда риск.

-Не думаю, что организаторы на подобных сайтах зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, поэтому участвуя в закупке, потребитель фактически совершает сделку с частным лицом, - говорит Алексей Сусликов, заместитель председателя Саратовской региональной общественной организации "Центр защиты прав потребителей". - В случае предоплаты всегда есть опасность остаться и без денег, и без товара. Это вообще "больное" место интернет - торговли. К нам неоднократно обращались потребители, которые делали заказы по интернету, вносили предоплату или полностью оплачивали товар, а продавец после получения денег просто испарялся в виртуальном пространстве. И доказать в этом случае правоту покупателя невозможно: нет договора, неизвестен продавец, неизвестны реквизиты продавца. Что же касается невозможности вернуть покупку или обменять ее, то это прямое нарушение закона "О защите прав потребителей".

Но как пишут на форумах сами организаторы закупок, "каждый делает свой выбор осознанно": хочешь экономить - рискуй, боишься потерять деньги или получить некачественный товар - иди в обычный магазин.

Скрытая угроза?

В Саратове пока еще не было жалоб потребителей конкретно на магазины совместных покупок. Может быть потому, что покупателей пока слишком мало? На удивление спокойно к новой форме торговли относятся и местные предприниматели: четыре мелких "ипешника" и один крупный магазин сообщили, что не знают о существовании такой формы торговли, и сомневаются, что "мелкие партии дешевой китайской одежды, заказанной предприимчивыми молодыми саратовчанками" может угрожать их бизнесу.

Возможно, причина этого явления проста: саратовцы, в отличии от жителей других, более крупных регионов, не отличаются высокой покупательской способностью. Да и интернет большинство среднестатистических горожан используется только с целью общения в социальных сетях, скачивания музыки и фильмов и просмотра ежедневного прогноза погоды. Поэтому коллективные закупки - явление пока еще новое для нашего региона.

А вот в других областях расплодившиеся магазины совместных покупок серьезно вредят мелкому розничному ритейлу. Бизнесмены сетуют, что безобидная мелкая торговля постепенно превращается в новый вид никем неконтролируемого бизнеса, который игнорирует все существующие правила торговли и сбыта товара.

К примеру, в Новосибирске несколько предпринимателей написали заявления в прокуратуру, обвиняя сообщества совместных покупок в незаконной предпринимательской деятельности. В Нижнем Новгороде под угрозой закрытия оказалось сообщество "Совместная покупка": причиной стали жалобы местных бизнесменов в управление Роспотребнадзора. Ведомство проверило деятельность интернет-сообщества и признало ее незаконной. В результате организаторам закупок может грозить до шести месяцев лишения свободы за неуплату налогов. Впрочем, в некоторых регионах (Тюмень, Кемерово, Барнаул и др.) администраторы сайтов подстраховались, и заключают с организатором закупок договор, обязательным условием которого является представление паспортных данных и свидетельства индивидуального предпринимателя.

Но как считают столичные аналитики, никакой серьезной опасности для бизнеса интернет-магазины совместных покупок не несут. Они лишь могут подстегнуть традиционный ритейл более живо реагировать на потребности клиентов, и заставят хоть немного задуматься о ценовой политике.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-12-12/1718.html