ФОКУС ГОРОДА 06:26, 09.10.2012

Медпомощь на трассах. Может не спешить

Не скорая помощь
Ежегодно в ДТП на дорогах страны гибнет около 35 тыс. человек. Хотя еще 10 лет назад эта цифра была на порядок ниже. Основными факторами роста смертности называют игнорирование правил дорожного движения и состояние дорог, а так же отсутствие экстренной медицинской помощи пострадавшим. По данным медиков, в 65% дорожных происшествий пострадавшие попадают в стационар только через час-полтора после аварии. При этом в половине случаев раненых привозят в больницу не скорая помощь, а попутные машины. В результате погибает 70 % пострадавших в столкновениях.

О том, что экстренная медпомощь приходит не вовремя, федеральные чиновники говорят давно, и даже принимают постановления, которые должны решить существующую проблему. Но печальная статистика продолжает увеличивать счет жертв дорожных аварий.

Четыре года назад три ведомства – МВД, МЧС и Минздравсоцразвития РФ решили взять экстренную помощь под свой контроль и пообещали регионам невероятные блага: начиная от специально оборудованных травматологических реанимобилей, до создания особых бригад с вертолетами и патрулированием федеральных трасс авиацией МЧС.

Невзирая на явную утопичность идеи, тогда еще замминистра МВД РФ, а ныне член Совета Федерации Александр Чекалин увлеченно рассказывал прессе об объединенных бригадах, в распоряжении которых будут вертолеты – спасательные, медицинские, милицейские. Планировалось, что сотрудники полиции будут с воздуха вести наблюдение за ситуацией на отведенном участке трассы, а на место дорожно-транспортного происшествия будут выезжать мотоциклисты из ГИБДД, имеющие специальные навыки по оказанию первой медицинской помощи. Полицейский же наблюдатель с воздуха будет координировать действия бригады: определять необходимое количество машин скорой помощи, если нужно – пожарных или спасателей. По задумке ведомства, у таких объединенных для оказания экстренной помощи бригад всегда будет в резерве полицейский спезназ (!), на тот случай если ДТП – не случайность, а действие преступников.

Как и следовало ожидать, все эти новшества, напоминающие фрагменты из американского боевика с вертолетами, полицией и спецзназом, в российских реалиях рассыпались в пух и прах. Единственное, что сбылось из обещанного – федеральный центр подкинул регионам денег на новые машины скорой помощи. В минздраве Саратовской области сообщили, что постановлением правительства РФ от 31.12 2010 года "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно – транспортных происшествиях" области выделили более 215 млн руб. На эти деньги были приобретены санитарные автомобили класса В (9 машин для лечебно - профилактических учреждений муниципальных образований области, за которыми закреплены участки федеральной трассы "Каспий М-6") и реанимобили класса С в количестве 14 единиц для учреждений, оказывающих квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим в ДТП (в том числе, для Центра медицины катастроф, в чьи обязанности входит оказание помощи при дорожных авариях - 3 реанимобиля).

Однако, как говорят в неформальных беседах сами саратовские врачи, новые машины оставляют желать лучшего.
-Новые реанимобили "пежо" класса С, что поступили к нам, укомплектованы с огромными нарушениями, - рассказывает один из врачей - реаниматологов. – Машины комплектовали в Нижнем Новгороде и превысили допустимую массу автомобиля почти на тонну. Задние амортизаторы не работают, когда везешь пострадавшего - он чувствует каждую яму и рытвину, которых немало на наших дорогах, подлетает с носилок под самый потолок, приходится все время придерживать пациента. А сами понимаете, что значит для тяжелых пострадавших в ДТП подобная встряска. В одной новой машине уже начал лопаться корпус, думаю еще год-другой и реанимобили просто развалятся.

Оснастить за копейки
Из выделенных федеральным центром денег в Саратовской области были созданы травмцентры на базе действующих больниц. Подобные медицинские подразделения, согласно новому порядку оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, должны быть построены вдоль всех федеральных трасс через каждые 150 км. Либо организованы на базе центральных районных больниц, где пострадавшему проведут противошоковые мероприятия и затем переведут в более оснащенное лечебное учреждение. Поскольку давно известно: обычно скорая помощь везет пострадавшего вовсе не в тот стационар, где есть оборудование и квалифицированные врачи, а в ту больницу, которая принимает и в которой на данный момент есть места. И далеко не всегда эта больница оказывается ближайшей.

Не смотря на то, что через Саратовскую губернию проходит три федеральных трассы, никаких пунктов через 150 км, конечно же, создать не удалось. Поскольку суммы в 215 млн руб. физически не хватит на закупку новых автомобилей, создание травмцентров и их полноценное оборудование. По данным областного минздрава, на федеральные средства было закуплено медицинское оборудование и созданы травмцентры трех уровней: в областной клинической больнице (1 уровня, куда привозят особо сложных и тяжелых пациентов), в 1-ой городской клинической больнице (травмцентр 2 уровня), а так же в Балашовской и Калининской ЦРБ (травмцентры 3 уровня). И на этом все.

В некоторых российских регионах нашли другой выход из положения – создали придорожные пункты оказания экстренной медицинской помощи. Такие медпункты не первый год функционируют в Красноярской, Свердловской и других областях. В Саратове похожий пункт только один, расположен на выезде из города возле памятника воинам-автомобилистам. Там попеременно дежурит машина Центра медицины катастроф и бригада скорой помощи. О случившемся ДТП врачам могут сообщить даже проезжающие мимо водители, ставшие свидетелями аварии.

К слову, федеральные трассы считаются самыми аварийными по причине интенсивного движения. За 8 месяцев 2012 года в Саратовской области произошло 1564 ДТП, в которых погибли 255 человек и 1879 пострадали. На трассе Сызрань-Саратов-Волгоград за этот период произошло 94 ДТП (44 погибших и 139 пострадавших), на трассе Самара-Ивантеевка-Пугачев 66 ДТП (29 погибших, 77 пострадавших), Тамбов-Ртищево-Екатериновка 24 дорожно-транспортных происшествия, в которых 16 человек погибли и 33 получили различные травмы.

Самой опасной трассой считается Сызрань – Песчаный умет. По статистике, здесь происходит десятая часть всех ДТП в области. Трассы Саратов-Балашов, а так же Тамбов-Ртищево-Екатериновка так же постоянно мелькают в сводках.

Без нормативов
4 травмцентра на всю область и один придорожный пункт не в состоянии обеспечить экстренную помощь всем пострадавшим во время ДТП на трассах. И здесь можно надеяться только на бригады скорой помощи и специалистов Центра медицины катастроф, которые должны тесно взаимодействовать в интересах спасения жизни пострадавших. Но как говорят сами врачи, последние пару лет взаимодействия не получается.

Согласно постановлению, на ДТП, в которых есть 3 и более пострадавших, должны выезжать бригады ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области», однако скорая помощь не всегда вовремя переадресовывает вызовы Центру. И даже во время крупных столкновений. Как говорят сами сотрудники Центра, о страшной аварии под Марксом где во время лобового столкновения автобуса и "КамАЗа" погибло 9 человек и 26 пострадало, они узнали только на следующее утро (!) из новостей. Скорая помощь даже не сообщила медикам об аварии. В результате высококвалифицированные врачи -анестезиологи – реаниматологи, травматологи простаивают в ожидании работы, а на место аварий выезжают фельдшеры скорой помощи. И конечно же, эта странная конкуренция оборачивается против пострадавших.

И самое главное. По сей день в России не существует нормативов прибытия бригад скорой помощи на место ДТП. Бывший министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу еще в 2009 году предложил ввести временные нормативы, рассчитав максимально допустимое время прибытия медиков в зависимости от загруженности и состояния дорог и возможности больниц. Но хорошую идею как обычно сначала активно поддержали, а потом успешно заволокитили. При этом некоторые регионы такие нормативы у себя все-таки установили. К примеру, в Челябинской области нормативы по времени прибытия на место ДТП в пределах города составляют от 11 до 15 минут, в районах (с выездом на трассу) – до 30 минут. Конечно, не факт, что установленное время соблюдается, но врачам хотя бы есть на что ориентироваться.

В Саратовской области таких нормативов нет. Как указали в областном Минздраве, «данный показатель определяется совокупностью многих условий – место ДТП, состояние дорожного покрытия, время года, погодные условия, техническое состояние санитарного автомобиля и т.д.). То есть время прибытия может растянуться на час и более, хотя после ДТП счет идет на минуты.
Подсчитано, что при отсутствии помощи в первые 60 минут после дорожно-транспортного происшествия количество смертей возрастает на 30%. Если помощь запаздывает на два часа, эта цифра увеличивается до 60%, если на шесть часов — до 90%. До тех пор, пока проблема оказания экстренной помощи при ДТП на трассах всерьез не заинтересует чиновников, все будет оставаться по-прежнему. И смертность во время дорожных аварий будет только увеличиваться.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-10-09/1533.html