ФОКУС ГОРОДА 05:59, 29.08.2012

Самолет до... Почему "Саратов "Центральный" не станет "Хитроу-2"

Михаил Бабич отметил, что могут быть приняты решения по разработке отечественных самолетов для региональных перевозок или организованно производство с участием иностранных компаний, но локализованное на российских предприятиях. Это, по словам полпреда, поможет решить задачу с возрождением авиастроительства в России для региональных воздушных перевозок. Субсидии от государства, по мнению Бабича, могут быть направлены тем компаниям-перевозчикам, которые эксплуатируют самолеты, произведенные на российских авиационных предприятиях. "На этом этапе, когда мы только начинаем программу субсидирования, я бы остановился на поддержке отечественного самолета. Эти машины сегодня есть: АН-24, АН-28, ЯК-40. Самолеты можно использовать и субсидировать перевозки именно на этих машинах. Мы бы предложили, чтобы появилось решение Правительства о локализации сборочного производства на площадях Ульяновской особой экономической зоны портового типа. Там все для этого есть: законодательно закрепленные экономические условия, профессиональные специалисты, производственные мощности", - заявил Михаил Бабич.

Полпред президента в ПФО предложил поручить Минтрансу и Минпрому проанализировать состояние проектов по производству отечественных самолетов для местных воздушных линий и спецавиации, в том числе моделей "Рысачок" самарского завода "ЦСКБ-прогресс" и "Гжель" нижегородского завода "Сокол".

Полпред уверен, что программа развития региональной авиации позволит не только возродить самолетостроение в России для региональных авиаперевозок, но и создать экономические условия для обеспечения авиаперевозками всех категорий населения. Предполагается, что в первые 2 года будет открыто воздушное сообщение на 36 прямых рейсах между центрами всех регионов округа, а также на 20 трансферных маршрутах за счет стыковок прямых рейсов в аэропортах-хабах Самары, Казани и Уфы. Сообщается, что стоимость авиабилетов не будет высокой за счет разработанных программ субсидирования и господдержки.

В числе хабов (т. е. узловых аэропортов) полпред саратовский аэропорт не назвал, но судя по тому, что речь идет об авиасообщении в ПФО в целом, наш город не должен быть обделен вниманием и господдержкой со стороны властей. Перед глазами стоит красивая картинка: белоснежные лайнеры, вежливый и предупредительный паспортный контроль, эскалаторы. Как может называться этот авиапроект? "Хитроу-2" — по аналогии с Лондоном? "Новый Barajas", как в Мадриде? И проект по превращению острова Зеленый практически в Нью-Дубай уже не кажется таким фантастическим, как раньше.

В интервью после встречи с Медведевым Бабичу задали вопрос, где именно в ПФО может открыться производство самолетов для региональной авиации. Полпред упомянул и Саратов.
"У нас округ является базовым для отечественного авиастроения: это Ульяновск, Самара, Казань, при определенных условиях Саратов, где производились самолеты ЯК-40 и ЯК-42, это Нижний Новгород. У нас достаточно возможностей. Все центры компетенций – исторические. 65% российского авиастроения было размещено в Приволжском федеральном округе, собственно там и сохраняется. Практически все предприятия сегодня загружены заказами, но заказами для Министерства обороны, для нужд спецпотребителей, для военно-транспортной авиации, а вот гражданский сегмент сегодня "проседает". Поэтому сегодня одна из задач развития рынка региональных перевозок состоит в том, чтобы у нас на предприятиях округа в том числе, были размещены заказы на производство гражданских отечественных самолетов".

Однако, судя по общему настрою представителей транспортной отрасли, "Хитроу-2" пока не суждено сбыться. Комментарий комитета по транспорту Саратовской области по поводу организации внутрирегиональных авиаперевозок спускает с небес на землю.
"Вопрос возрождения и развития региональной и внутрирегиональной авиации для Саратовской области стоит не так остро, как в Северных, Сибирских, Дальневосточных и ряда других отдаленных регионов с неразвитой транспортной инфраструктурой», - считают в комитете. Действительно, расстояния внутри региона и с соседними областями позволяют нам перемещаться без особых трудностей — несколько часов по "железке" или автодороге. Впрочем, может быть дело в том, что "авиахозяйство" в Саратовской области пришло в упадок? Чиновники грешат на "лихие 90-е".

"Отсутствие в 90-е годы спроса на региональные авиаперевозки по объективным причинам привело к полной ликвидации наземной инфраструктуры аэропортов местных воздушных линий. В Саратовской области в разное время насчитывалось от 30 до 40 аэропортов и посадочных площадок МВЛ (местных воздушных линий) для приема самолетов типа Ан-2 и Л-410. На сегодняшний день аэродромы местных воздушных линий не пригодны к эксплуатации и закрыты. Ресурс эксплуатируемой авиатехники на данных направлениях полностью был выработан и авиатехника списана. Реально ни одна авиакомпания не обладает необходимыми средствами для обновления парка воздушных судов. Возрождение региональной и внутрирегиональной авиации не осуществимо без государственной поддержки", - считает председатель комитета Василий Разделкин.

На вопрос, чего именно не хватает саратовской транспортной системе для того, чтобы стать активным участником программы по развитию региональных перевозок, Разделкин пояснил: в области один действующий гражданский аэродром "Саратов «Центральный", «который не имеет перспективы дальнейшего развития по причине его нахождения в пределах городской черты и, в условиях постоянно ужесточающихся требований гражданской авиации безопасность воздушных перевозок и авиационная безопасность со временем перестанут отвечать установленным нормам. В этом же направлении воздействуют и современные экологические требования».

Сегодня на аэродроме базируются 10 самолетов ЯК-42Д, принадлежащих ОАО "Саратовские авиалинии", которые используются на международных и внутренних авиалиниях по России.
Проектом в рамках Федеральной программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" в Саратовской области названо строительство нового аэропорта. "Новый аэропорт, с длиной ВПП (взлетно-посадочной полосы) в 2 650 м. обеспечит возможность приема всех типов современных магистральных судов, а также позволит увеличить объемы перевозок пассажиров и грузов в целях построения эффективной логистической транспортной системы", - разъясняют в комитете.
Однако эксплуатацию имеющихся судов в межрегиональном воздушном сообщении чиновники считают "экономически нецелесообразной".

Хорошо заметно устойчивое противоречие между точками зрения окружной и региональной властей. Первые утверждают, что авиаперевозки в пределах ПФО — важно, нужно, целесообразно, вторые — говорят об "экономической нецелесобразности". Кто бы еще мнение обычных пассажиров спросил, тех, кому суждено или не суждено воспользоваться этими "благами цивилизации".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-08-29/1430.html