Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Егэ, егу, егою. Новая школа и сломанные судьбы

  • 04:42, 1 августа 2012
  • Комментариев[5]
Мне кажется, ЕГЭ – это какое-то нехорошее дело, участие в котором если нельзя исключить, то лучше не афишировать, как, например, подтасовку результатов выборов или неуплату алиментов. Прокатило, и слава богу. Подвели итоги, и разошлись, покраснев и опустив глаза. Но так они же на каждом совещании про ЕГЭ говорят! Вот как на последней коллегии минобразования.
Егэ, егу, егою. Новая школа и сломанные судьбы

На сей раз удивлялись, почему какая-то сельская школа обошла по "средневзвешенным" показателям сдачи русского языка и математики саратовский физико-математический лицей и прочие элитные подразделения минобраза. Останавливаться на этом не стали, но, если разобраться, такой итог ставит под сомнение смысл проведения госэкзамена в его нынешнем формате да и саму школьную реформу. Ведь либо качество образования не зависит от места обучения (и тогда зачем же закрывать малокомплектные школы?), либо по прошествии восьми лет педагоги так и не научились обеспечивать чистоту и прозрачность затянувшегося эксперимента над школьниками.
Сначала отчитывались тем, что у нас много стобалльников. Теперь говорят, что концепция поменялась: если стобалльников больше, чем участников олимпиад, то это не правильно, и за количественными показателями гнаться перестали, забыв предупредить об этом кавказские республики и Липецкую область. Даже гордятся тем, что регион оказался средненьким по стобалльникам. И, совершенно не стесняясь, сообщают, что резко упали результаты школьников по большинству предметов. Учитывая, что параллельно ужесточены меры борьбы с жульничеством, на входе отбирают мобильники и, что называется, строже секут поляну, видимо, подразумевается, что результаты ЕГЭ предыдущих лет давали не совсем объективную картину. Зато теперь… А что теперь, мы узнаем через 2-3 года, когда гайки закрутят сильнее и будут отбирать не только мобильники, но и более современные средства связи.
В кулуарах, а временами и открыто люди плюются по поводу ЕГЭ. Плюются и не понимают, что происходит. Зампред Россошанский удивлялся недавно: дочка его приятелей получила по русскому языку почти сто баллов, а по литературе – чуть больше полусотни. Разве может такое быть, не понимал чиновник. Может, заверили его присутствующие на совещании педагоги.
Экс-министр образования области Михаил Горемыко некогда признавался, что был противником ЕГЭ, а потом, возглавив ведомство, поменял свое мнение. То есть, как отец, Горемыко единому госэкзамену был не рад, а, как чиновник от образования, взял под козырек. Очень похоже формулирует нынешний министр Марина Епифанова, говоря, что другого инструмента оценки знаний кроме ЕГЭ у нас нет. И, как говорится, думай, что хочешь.
Лично мне ЕГЭ очень напоминает 131-й ФЗ, которым государство окончательно освободилось от функций социальной защиты своих сограждан, передав их на местный уровень. Во время ЕГЭ из процесса оценки знаний исключен учитель. И даже не как педагог, дававший знания, а в первую очередь как человек, хорошо знающий возможности конкретного ребенка.
Моя жена в конце 80-х заканчивала школу и претендовала на золотую медаль (которую в итоге и получила). На выпускной по алгебре пришла накрученной сверх всякой меры. Стала решать элементарную задачку – не получается. Просидела над ней битый час, встала и ушла. Совсем ушла. То есть случился эмоциональный срыв, тихая такая истерика. Учителя побежали следом, стали успокаивать. В итоге дали пересдать через пару дней, и уже тогда она перещелкала все задачки как семечки. ЕГЭ такой возможности не дает. ЕГЭ говорит выпускникам: приходите через год. А это, как заметила министр на коллегии, сломанные судьбы. Ведь человек планировал поступление в вуз, собирался учиться дальше, а тут – год простоя. И куда? На завод? В поле?
Это к вопросу о роли учителя, который не только информацию выдает, как отпускает сосиски продавец, но также интересуется душевным состоянием ребенка, а равно, хороший ли человек из него вырастет. Я вспоминаю лучших своих педагогов и понимаю, что ни один из них сегодня не считался бы современным. Зато, когда заболела наша классная руководительница Тамара Аркадьевна, то мы всем третьим "б" классом отправились ее навестить. А к нынешним педагогам ученики ходят в гости?
На коллегии возмущались тем, что пару лет назад в таком-то районе не было ни одного аттестата особого образца у девятиклассников (то есть с одними пятерками), а теперь там десять медалистов. Что, мол, это за работа такая директорского корпуса и учителей. Позвольте, а кто придумал портфолио сочинять? Кто поставил заработок учителя в зависимость от красоты папки с успехами, а не от любви учеников?
Впрочем, медалистами отчитывались и до введения новой системы оплаты труда. Рисовать у нас всегда умели. В этом смысле верить школьной статистике – себя не уважать. На той же коллегии никак не могли понять, сколько у нас народу охвачено дошкольным образованием. То ли 80 процентов, то ли 56. Это ведь как считать, говорили опытные люди и были, конечно, правы. По данным саратовских библиотек, посещаемость их растет из года в год, хотя мы с вами прекрасно знаем, что нынешние тинейджеры совершенно не читают. (Ну это как на тех же выборах. Как мы проголосовали, мы знаем, а уж как там нарисуют…) Одна моя знакомая заспорила и привела в пример дочку своих очень дальних родственников, которая внезапно засела за Чехова. Вот, говорю, как бросаются в глаза необычные подростки. Ну да, согласилась знакомая, других примеров она не знает.
В книжных магазинах сегодня встречаются преимущественно лица среднего возраста и те, кто постарше. Мне представляется, это и есть главный итог случившейся школьной реформы. Хотя иногда у меня ощущение, что люди среднего возраста тоже перестали читать. Те же участники коллегии. Иначе они помнили бы, что образование – это то, что остается, когда забывается выученное. Так говорит Тулин в романе Даниила Гранина. "Иду на грозу". Но это ж прочесть надо. А с этим сегодня проблемы, поскольку ЕГЭ стремление заниматься самообразованием убивает у всех участников образовательного процесса, а прививает желание играть в угадайку по типу "Кто хочет стать миллионером". Нажать на кнопку и с замиранием сердца слушать правильный ответ из уст ведущего.
Ну а чтобы окончательно уподобить сдачу экзамена телевизионным шоу, нужно чтоб во время озвучивания вопроса выпускника били подушкой по голове, сыпали ему на голову змей и поливали водой из брандспойта. Тут и учителя не понадобятся, к чему мы собственно и стремимся.

Автор: Валерий Шпрем

Похожие материалы

Новые материалы

  • 19.01.2018, 12:14 "РГ": Аптеки обяжут предлагать дешевые лекарства "Дорожная карта" по развитию здоровой конкуренции в здравоохранении (утверждена распоряжением правительства РФ) предлагает ускорить вывод на рынок новых медицинских препаратов. Это увеличит ассортимент и позволит снизить цены на лекарства.
  • 19.01.2018, 11:04 "Форма воды". Заметки киномана Не все монстры одинаково ужасны. Некоторые из них и вовсе не злые, а просто не знают правил человеческого мира, как создание Франкенштейна из старых фильмов. Или, как Годзилла, они олицетворяют силы природы, которые человечество не замечают. А некоторые и вовсе на лицо ужасные, добрые внутри. И вот по таким монстрам мексиканский режиссер Гильермо дель Торо ("Лабиринт Фавна", "Тихоокеанский рубеж", "Багровый пик") — специалист. За что ему и его новой картине и выдали главный приз Венецианского кинофестиваля, "Золотой глобус" за лучший драматический фильм и еще (пока) пару сотен номинаций на прочие награды.
Новости партнеров
 Orphus