ФОКУС ГОРОДА 09:59, 16.07.2012

Чего хочет бизнес. 100 дней министра

Встреча на базе Школы Бизнеса "Диполь" собрала, как было заявлено на сайте облправительства, "успешных бизнесменов и топ-менеджеров", которым предстояло обсудить дальнейшие пути развития предпринимательства в Саратовской области. "Мы — правительство и министерство - предлагаем новый формат общения. Губернатор нам ставит такую задачу, чтобы мы были максимально открыты, а проекты, которые планируем реализовывать, должны обсудить с теми людьми, на которых они будут направлены. Мы хотим, чтобы в предпринимательской среде была сформирована экспертная группа, и чтобы эта группа сама давала оценку тем законопроектам и нормативным актам, которые мы будем принимать, прежде, чем мы будем за них голосовать в правительстве, а потом и на заседании Саратовской областной дум", - заявил министр Владимир Пожаров.

Целесообразность создания такой группы сразу же вызвала массу вопросов. Журналисты привели в пример и Торгово-промышленную палату региона, на базе которой функционирует масса гильдий (почему их нельзя считать некими экспертными группами в конкретных сферах, например, в области торговли драгметаллами, строительстве, финансовых рынков и т. д.?), и предпринимательские клубы и объединения. "Нет проблем, мы будем встречаться", - согласился с доводами министр. "А тогда зачем?..." - "Мы будем встречаться на площадке ТПП, на других площадках. "Диполь" просто предложил, они готовы собрать экспертную группу. Чем больше экспертных групп будет, тем лучше. Их все равно много не будет... - выразил сомнение Владимир Пожаров. - Но мы будем четко видеть, что идет обратная связь".

У министра спросили: поскольку мероприятие позиционируется как встреча с "успешными бизнесменами", будет ли Пожаров встречаться с "неуспешными". Он ответил: "Будем встречаться с любыми. Мы никого не хотели обидеть. Мы хотели сказать, что открыты для бизнеса. В первую очередь, хотя это может показаться странным, надо помогать сильным. Сильный уже доказал, что он сильный, но если его каким-то образом ограничивают, то давайте уберем ограничения – пусть дальше развивается".

Кто войдет в экспертную группу - глава ведомства считает, что необходимо отдать на откуп самим бизнесменам. "Я считаю, что бизнес должен сам определиться и сам выбрать тех людей, которые захотят войти в экспертную группу. Этим не должно заниматься правительство, иначе мы сделаем некий барьер, фильтр. Нам в принципе все равно, кто туда войдет: мы понимаем, что там будут люди неравнодушные и неординарные. Нам главное - получить их оценку. Заранее обсудить – нужен им такой-то закон или нет", - пояснил Пожаров.

Перед встречей с предпринимателями он выразил надежду, что экспертная группа сформируется "в ближайшее время", однако на самом мероприятии были озвучены более жесткие временные рамки — в течение месяца. "Успешные бизнесмены" усомнились, что возможно уложиться в этот срок: "Нужно создавать рабочие группы строго в отраслях, там, где можно добиться конкретных предложений. Но месяца нам никак не хватит", - возразил один из представителей бизнеса. Его поддержал коллега: "Еще один инструмент – Клуб миллиардеров. Широкой общественности неизвестно, как именно он функционирует. Кто-то считает, что это общество добрых знакомых, но это крупнейшие налогоплательщики. В составе этой группы граждан ответ можно получить гораздо быстрее, нежели проводить опрос общественного мнения среди мелких и сверхмелких предпринимателей". Однако поступило предложение и узнать возможности министерства - что оно может сделать для бизнеса. "Надо начать с того, что избавиться от того, с чем мы точно не будем связываться. Для начала нужно определить отраслевые локомотивы в регионе, если таковые есть. Их по пальцам можно пересчитать. Нужно изучить, что им нужно, откуда они получают товары, услуги и как формируются технологические цепочки", - одним из первых выразил свои предложения директор торгового дома "Кухни Мария" Григорий Гейфман.

Говоря о барьерах, которые мешают бизнесу развиваться, Владимир Пожаров в первую очередь упомянул административные: "Например, чтобы получить разрешительную документацию на строительство у нас надо от полутора до двух лет, а в Нижнем Новгороде оформление бумаг на землю занимает до 56 дней. Нам нужно стремиться к максимальному сокращению всех сроков. Бизнес будет развиваться только тогда, когда он не будет вкладывать чрезмерные усилия и средства для продвижения своего продукта".

Министр рассказал, что в ближайшие время планируется создать "дорожную карту", т.е. некую модель поведения бизнесмена, которая бы пошагово отразила весь его путь при решении какого-либо вопроса. В ведомстве надеются выяснить, на оформление каких именно документов у предпринимателя уходит больше всего времени, и по возможности сократить его. "Карта есть, она описана, но по ней нужно пройти самим. Может, у предпринимателя требуют документы, которые не нужны, может, лишние согласования, может, кто-то согласовывает месяц, а бизнесмену нужно пять дней. Поэтому нужно, чтобы организация либо аргументировала отказ, а его можно было оспорить по суду, или чтобы дала разрешение. А сейчас они, бывает, по полгода держат документы", - пояснил Владимир Пожаров.
Бизнесмены во время встречи упомянули и другие препятствия: отсутствие информации, работа с безальтернативными естественными монополиями, недостаток профессионально подготовленных кадров.

Гейфман с уверенностью сказал: в мининвест и ТПП каждый день приходят предложения от иностранных предпринимателей с целью создания каких-либо проектов. "Куда это все девается, кто это читает? Может быть, сделать это неким открытым достоянием и устраивать конкурсы или тендеры для тех, кто хочет вступить в сотрудничество?" - задал вопросы предприниматель. Инициативу создать информационный портал поддержали и другие участники дискуссии.

Что касается кадрового вопроса, то бизнесмены вспомнили о существовании программ по развитию предпринимательских способностей у населения, но наиболее острым участникам встречи показался вопрос взаимодействия с естественными монополиями.
"Проблема с монополиями существует из-за того, что они практически безнаказанно себя ведут. Найти участок земли - не самое главное. Участок купишь, а потом естественные монополии начинают тебя выкручивать. Если есть нарушения, то тебе присылают штраф, и штраф этот идет им премиальным фондом", - делились бизнесмены опытом. Они рассчитывают, что этой проблемой займется уполномоченный президента по предпринимательству.
"Что нам мешает развиваться? - в числе прочих ответил на вопрос министра Пожарова глава группы компаний "Белая долина" Алексей Михайлов. - Мы платим двойной НДС. За 2011 г. заплатили 111 млн руб. НДС — Саратов из этого ничего не получил".
Предприниматели также затронули и вопрос вступления России во всемирную торговую организацию, и оценили этот шаг скорее с положительной точки зрения: "Весь неэффективный бизнес пострадает, а неэффективного бизнеса у нас много".

... Герой Мэла Гибсона узнал, чего же хотят женщины. И, помнится, его эти знания так обременили, что он пожелал избавиться от способности читать чужие мысли. С каким чувством покидал встречу с бизнесменами министр Пожаров, остается только догадываться. Тем более, что барьеров в развитии предпринимательства еще достаточно, и решения многим из них пока не найдены.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-07-16/1307.html