ФОКУС ГОРОДА 06:33, 20.06.2012

SOS в летнюю ночь. На воде погибли 5 детей

Как было сказало на заседании облправительства 18 июня, с начала года на воде погибло 18 человек (уже на следующий день их количество увеличилось до 20-ти). На сколько можно было судить по озабоченным лицам чиновников, это довольно серьезные цифры, существенно выше, чем в прошлом году. В числе предыдущих инцидентов — гибель трех человек, в том числе одного ребенка, и случай 15 июня, который едва не закончился трагически — четырехместная лодка с восемью пассажирами на борту перевернулась на Волге, и только чудо спасло тех, кто в ней находился — им удалось выбраться на сушу не без помощи спасателей. Едва ли не каждый день сообщается о гибели одиноких пловцов — причем, при свидетелях, которые просто не успевают вытащить из воды утопающих.

Почему тонут взрослые — один вопрос (по мнению специалистов, здесь не последнюю роль играет алкоголь), дети — другой. И третий — его, кстати, задал на заседании правительства один из чиновников, и задал в пустоту - "почему у нас дети не умеют плавать?" А действительно...
В Саратове несколько крупных плавательных бассейнов, аквапарки, кроме того, сейчас многие школы и детские сады могут похвастаться своими "дорожками", не говоря уже о летних оздоровительных лагерях. Словом, как любят говорить чиновники, "работа в этом направлении ведется". Помнится, в прошлом году, перед открытием купального сезона на совещании у сити-менеджера Алексея Прокопенко было сказано о планах организовать на городских пляжах дежурство инструктора по плаванию, который бы обучал желающих. Впрочем, эта инициатива так и осталась на уровне идеи. Планы планами, но ведь по данным облминспорта, в Саратове уже давно и довольно успешно развиваются 5 водных видов спорта: водное поло, синхронное плавание, морское многоборье, подводное плавание, триатлон. Причем, в спортшколе олимпийского резерва дети занимаются бесплатно — финансирование происходит из городского бюджета. Впрочем, таких ребят немного - 351 человек. Сейчас у них каникулы, обучение начнется с началом школьного учебного года; каждую осень принимают 6 "новичковых" групп по 15 человек. Однако, если верить рассказам некоторых родителей, "прорваться" в их число непросто. Желающих заниматься плаванием гораздо больше, чем мест. "В прошлом году я пыталась записать свою дочь на прыжки в воду в бассейн "Саратов". Пришли на самом деле не с целью научиться прыгать, а с целью научиться плавать. Когда мне было 6 лет, меня саму привела в секцию мама. Взяли далеко не всех, кто пришел на "смотрины" к тренеру. Как я поняла, существуют определенные критерии отбора в секцию. Детей проверяли на гибкость и умение держать пресс. Предпочтение отдавалось более гибким. Моя дочь прошла отбор, но, к сожалению, сходила всего на несколько занятий, потом заболела, после чего мы перестали ходить — все-таки этим надо заниматься серьезно, а не от случая к случаю", - рассказывает Виктория Данилова.

"В системе детско–юношеских спортивных школ действует 30 отделений, ведущих целенаправленную работу по организации обучения детей плаванию и навыкам поведения на воде по следующим видам спорта: плавание, водное поло, гребля на байдарках и каноэ, академическая гребля, плавание в ластах, синхронное плавание, прыжки в воду, воднолыжный спорт, триатлон, в которых занимается 3659 человек в возрасте 6-15 лет, - сообщили в облминспорта. - Учебно-тренировочный процесс  по водным видам спорта осуществляют 152 тренера-преподавателя, в том числе штатных 119 человек". В ведомстве уточнили, что министерство проводит семинары "спортивных организаторов" по вопросам этики поведения на водоемах, приемам спасания и оказания помощи пострадавшим на воде детям и подросткам. Подведомственные учреждения министерства (училище олимпийского резерва, региональный центр "Молодежь плюс") подготовили специалистов для 14 оздоровительных лагерей области. Всего, согласно официальным данным, около 350 студентов вузов и преподавателей образовательных учреждений. Это вожатые, инструктора по плаванию и спасательному делу. Опять-таки, не самая внушительная цифра на 2,5 млн человек, проживающих в области.

Чиновники от спорта называют свое решение проблемы с "массовым" обучением детей плаванию: "необходимо для учащихся начальной школы ввести в обязательные уроки физической культуры занятия плаванием. Данный вопрос находится в компетенции органов  образования", - поясняют в ведомстве.

Начальник ГИМС Юрий Шулика считает, что проблему поведения людей (и детей — в частности) на водных объектах надо решать на федеральном уровне, на уровне целевых программ. И задуматься об этом его заставили недавние происшествия, в которых погибло пятеро детей, четверо взрослых, и лишь одно из четырех обошлось без жертв.

Случай в Успенке стал поводом для написания ГИМС памятки, которая после утверждения попадет в районные и поселенческие администрации. Юрий Шулика не рассчитывает, что эти рекомендации (в них, в частности, говорится о безопасности на воде; вроде бы, очевидные вещи — о том, что на детей при перемещении на маломерных судах надо обязательно надевать спасательные жилеты, не допускать перегруза судна — однако не все судоводители в районах знают об этом) будут соблюдаться на 100%, но если процентов 60 из тех, кто водит лодку или катер примет их во внимание, - уже хорошо. Начальник ГИМС рассказывает, что гораздый на выдумки русский народ способен соорудить плавсредство буквально из всего — даже - были случаи - из покрышки трактора "Беларусь"... Однако если брать во внимание несчастные случаи с участием детей, то, как правило, все сводится к тому, что даже 12-13-летние ребята не умеют плавать.

Начальник ГИМС сообщает, что был поражен, когда во время визита в Красный Кут, где проживает порядка 15 тыс. человек, узнал, что в поселке нет ни одного бассейна. К слову, на весь регион действует 21 ФОК с плавательными бассейнами.

"А где им учиться плавать? - недоумевает Шулика. - У нас масса федеральных законов, в той или иной мере регулирующих безопасность: о полиции, о пожарной безопасности; но мое мнение таково, что нужен федеральный закон о безопасности на водных объектах. Федеральный закон или целевая программа, которая бы предусматривала финансирование, к примеру, заработной платы инструкторам, оборудование пляжей и т.д. Именно таким образом, а не на областном или муниципальном уровне, можно будет решить проблему с обучением плаванию детей, проблему формирования культуры поведения на воде. Сколько у нас школ с бассейнами, в которых учат плавать? (14, из которых 13- в городе, 1 — в селе -ред.)... А сколько при этом не умеющих плавать детей?» Юрий Шулика раскритиковал бассейны в некоторых оздоровительных летних лагерях, назвав их "лягушатниками"; но и ими может похвастаться далеко не каждое учреждение.

Зам директора центральной  детской юношеской спортивной школы Наталья  Голубева называет проблему нехватки бассейнов "катастрофической": "У нас катастрофически не хватает бассейнов. Для решений в части обучения детей плаванию необходима базовая основа. На поверхности лежит организация работы имеющихся бассейнов - можно было бы составить график и перевести один урок физкультуры в неделю на воду. В некоторых учреждениях так и поступают, но у большинства нет такой возможности. Например, Волжский район лишен муниципальных бассейнов. Можно было бы использовать бассейн "Юность", но нужны решения финансовых вопросов. Или предоставлять этой организации налоговые льготы или выделять бюджетные средства на оплату аренды. Эти решения должны приниматься на соответствующем уровне. Что касается летнего периода, то часть детей пользуется бассейнами в оздоровительных лагерях. Но научить детей плавать в группе из 20 человек плавруку не возможно. Он следит за тем, чтобы они не баловались, чтобы не захлебнулись. С купанием таким образом вопросы решаются, с обучением плаванию - нет. Должна сказать, что подобной задачей должны быть озабочены прежде всего родители".

Что касается административной ответственности за нарушение правил поведения на воде, то Шулика привел довольно яркий пример: "На днях состоялся суд над судовладельцем, который управлял транспортным средством в крайне нетрезвом состоянии. Мы требовали лишить его прав. Знаете, что присудил суд? Штраф в 2,5 тысячи рублей...", - заключил специалист.

Согласитесь, это мизер, когда речь идет о жизни и здоровье детей.

"Может быть, это прозвучит кощунственно, но статистика этого года не слишком отличается от показателей прошлого, - заявляет председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Владимир Чернобровкин. - По области пока нет превышения показателей, хотя конечно, гибель ребенка — это трагедия для нас всех. Можно в каждой из них винить общество в целом, администрацию, органы полиции, но, на мой взгляд, основная проблема в одном — мы не учим наших детей правилам пассивной безопасности. Это надо прививать с детского сада. Именно в этом возрасте дети смотрят на взрослых снизу вверх, доверяют, ловят каждое слово. В школе у них появляется свое мнение, они становятся безалаберными, им уже сложно что-то доказать. Именно в детском саду надо объяснять, что ни в коем случае нельзя купаться там, где написано "Купаться запрещено", ходить в метре от крыши здания, с которого свисает сосулька, не дразнить собак, не лазить по стройкам, не лезть в розетку и так далее. Не запугивая, не стращая, а внушать мягко, в доверительных беседах. А родители так редко сейчас говорят с детьми по душам. Надо их учить как не стать жертвой и что делать, если ты стал свидетелем какого-то происшествия. Сейчас, конечно, некоторая работа в этом направлении ведется, но явно в недостаточной степени. Всему виной — общая безалаберность".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-06-20/1235.html