ФОКУС ГОРОДА 07:27, 11.05.2012

Создание SSJ-100 стоило 34 млрд руб. Причины крушения

Моделирование полета проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet 100. В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а так же приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.

— Это был неофициальный эксперимент, просто все участники программы Sukhoi Superjet 100 попытались прояснить для себя причины трагедии, — заявил "Известиям" источник в Центре.

Судя по предварительным данным, 9 мая самолет Sukhoi Superjet 100 совершил свой второй за день демонстрационный полет в солнечную погоду, но как только он перевалил через гряду гор, то попал в дождь и туман. Через 20 минут летчики запросили у «вышки» снижение. Им разрешили снизиться с 3 тыс. м до 1,8 тыс. Через восемь секунд самолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы Салак.

Эксперты несколько раз "пролетели" по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям.

Источники "Известий" в Центре подготовки авиаперсонала "Сухой" рассказали, что в самолете была установлена система безопасности, которая предупреждает пилотов о приближении препятствия. Все сигналы дублируются.

— Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешиваться автоматика, она увеличивает обороты и пытается увести самолет от столкновения, — рассказал источник в Центре.

По мнению экспертов, пилоты могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями или что-то показывать им в кабине во время демонстрационного полета.

— Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания, — заявил один из экспертов центра. — О том, что ситуация вышла из под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров.

Собеседники "Известий" — летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев и летчик-испытатель Андрей Гусев — также считают, что вряд ли причины катастрофы связаны с отказом техники. Новейший Sukhoi Superjet 100 считается современным и надежным самолетом. Кроме того, разбившийся лайнер находился в демонстрационном туре, поэтому был подготовлен особо тщательно.

— Это могла быть ошибка диспетчеров, которые разрешили снижение до 1,8 тыс. м в районе, где есть гора высотой 2 тыс. м, — рассказал Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса. — По авиационным же правилам должно соблюдаться эшелонирование высоты: при полете над равнинной местностью — 300 м, в горной — не менее 1 тыс. м от верхней точки. С другой стороны, пилот также должен знать местность и маршрут, по которому он летит.

— Я не думаю, что это ошибка диспетчеров. Диспетчер дает высоту и курс снижения, а превышение рельефа заложен в БПРМ самолета, — заявил источник в Центре подготовки авиаперсонала "Сухой".

По мнению экспертов, отвечать за трагедию также должны организаторы полетов.

— Уже не имеет значения, кто запросил снижение в гористой местности и кто его разрешил. Был утвержденный план полета, и теперь нужно разбираться, как он исполнялся, — считает Магомед Толбоев.

В пользу этой версии высказался и Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем.

— Первый полет они провели на оптимальной высоте, а во втором попросили снижение: ясно, что это было сделано для того, чтобы показать самолет во всей красе — пролететь в лощине между двух гор, я сам так делал, это просто потрясающее зрелище, — рассказывает "Известиям" Грудин. — Можете не сомневаться, что заранее на земле это не проговаривали и в полетном плане этого не будет, но это покажет расшифровка "черных ящиков".

По его мнению, также могло быть нарушено железное правило авиации: в кабине главный — командир воздушного судна (КВС) и никто ему не должен мешать.

— Это был "рекламный" самолет, а в таких случаях к экипажу пускают посторонних людей — представителей СМИ и покупателей. Посторонние в кабине — одна из причин падения польского Ту-154 под Смоленском, но и эта трагедия никого ничему не научила, — заявил Грудин.

Российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии 9 мая. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.

Sukhoi Superjet — самый амбициозный проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Эти самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км (базовая модель) и до 4,5 тыс. км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре.

По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолета Sukhoi Superjet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания "Сухой" намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов. Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет $31,7 млн.

Главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что единичные ЧП не могут оказать серьезного влияния на будущее проекта.

— Что бы ни произошло, программу Superjet уже не остановить. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, что окажется причиной катастрофы, — говорит Пантелеев. — Сейчас никакой реакции ни стороны производителя, ни со стороны заказчиков быть не может. Авиакомпании-эксплуатанты Superjet — российский "Аэрофлот" и армянская Armavia — отказываться от уже сертифицированных самолетов не будут. А "Гражданские самолеты Сухого" будут делать все возможное, для того чтобы обеспечить все запланированные поставки этих самолетов.

— Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий репутационный ущерб, — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и на международном рынке.

Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента. Индонезийцы, например, уже приостановили закупки российских лайнеров.

Герман Петелин, Елизавета Маетная, Андрей Гридасов, Евгений Девятьяров, "Известия"

Это же издание сообщает, что у "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) на сегодня заключены твердые контракты на поставку 168 самолетов SSJ 100. Общий объем заказов близок к $5 млрд.

Большая часть самолетов SSJ — 102 из 168 — заказана иностранными авиакомпаниями. Индонезийское издание The Jakarta Post заказала 30 SSJ на $951 млн, а ее местный конкурент Sky Aviation подписал контракт на покупку 12 машин на $380,4 млн. Министерство транспорта Индонезии решило провести аудит системы безопасности на заводах-изготовителях "Сухого", пишет The Jakarta Post.

Из российских авиакомпаний крупнейшим заказчиком является "Аэрофлот". Всего перевозчик должен получить 30 самолетов SSJ, из которых ему уже были поставлены семь машин. В авиакомпании заявляют, что не планируют отказываться от эксплуатации SSJ.

Вторым действующим на сегодня эксплуатантом SSJ выступает армянская Armavia. Пока в ее парке один такой самолет, но контрактом предусматривается поставка еще одной машины. И в этой авиакомпании пока не планируют отказываться от его получения.

"ВЭБ-Лизинг" заказал у ГСС 24 SSJ для поставки другому крупному российскому перевозчику — авиакомпании UTair. Пока компания не уточнила позицию в отношении данного контракта.

Среди других российских заказчиков фигурирует авиакомпания "Якутия", которая ожидает получения в лизинг двух SSJ 100, и "Газпромавиа", подписавшая контракт на десять новых российских самолетов. Заявлений об отказе от контрактов от них пока также не было.

В числе заказчиков еще несколько иностранных перевозчиков. Лаосская авиакомпания Phongsavanh заключила с ГСС в 2010 году контракт на поставку трех самолетов SSJ 100 с опционом на последующую покупку еще шести машин. Итальянская Blue Panorama Airlines имеет контракт на твердую поставку четырех SSJ. В целом соглашение с этой компанией предусматривает покупку до 12 машин. Первые поставки в Италию должны состояться до конца этого года. Кроме того, в начале этого года мексиканская авиакомпания Interjet заключила соглашение на поставку 15 самолетов с опционом еще на пять машин.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-05-11/1120.html