Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Создание SSJ-100 стоило 34 млрд руб. Причины крушения

  • 07:27, 11 мая 2012
  • Комментариев[2]
В Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском эксперты на специальном тренажере повторили полет Sukhoi Superjet 100, разбившегося 9 мая в Индонезии. Обломки самолета обнаружили на склоне горы Салак, на высоте около 1,6 км. На борту самолета находилось 48 человек, найти живых не удалось. Пока индонезийские спасатели ищут "черные ящики", в России эксперты смоделировали последний полет лайнера и сошлись во мнении, что трагедия произошла из-за ошибки пилотов.
Создание SSJ-100 стоило 34 млрд руб. Причины крушения

Моделирование полета проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet 100. В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а так же приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.

— Это был неофициальный эксперимент, просто все участники программы Sukhoi Superjet 100 попытались прояснить для себя причины трагедии, — заявил "Известиям" источник в Центре.

Судя по предварительным данным, 9 мая самолет Sukhoi Superjet 100 совершил свой второй за день демонстрационный полет в солнечную погоду, но как только он перевалил через гряду гор, то попал в дождь и туман. Через 20 минут летчики запросили у «вышки» снижение. Им разрешили снизиться с 3 тыс. м до 1,8 тыс. Через восемь секунд самолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы Салак.

Эксперты несколько раз "пролетели" по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям.

Источники "Известий" в Центре подготовки авиаперсонала "Сухой" рассказали, что в самолете была установлена система безопасности, которая предупреждает пилотов о приближении препятствия. Все сигналы дублируются.

— Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешиваться автоматика, она увеличивает обороты и пытается увести самолет от столкновения, — рассказал источник в Центре.

По мнению экспертов, пилоты могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями или что-то показывать им в кабине во время демонстрационного полета.

— Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания, — заявил один из экспертов центра. — О том, что ситуация вышла из под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров.

Собеседники "Известий" — летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев и летчик-испытатель Андрей Гусев — также считают, что вряд ли причины катастрофы связаны с отказом техники. Новейший Sukhoi Superjet 100 считается современным и надежным самолетом. Кроме того, разбившийся лайнер находился в демонстрационном туре, поэтому был подготовлен особо тщательно.

— Это могла быть ошибка диспетчеров, которые разрешили снижение до 1,8 тыс. м в районе, где есть гора высотой 2 тыс. м, — рассказал Владимир Герасимов, летчик-испытатель, пилот 1-го класса. — По авиационным же правилам должно соблюдаться эшелонирование высоты: при полете над равнинной местностью — 300 м, в горной — не менее 1 тыс. м от верхней точки. С другой стороны, пилот также должен знать местность и маршрут, по которому он летит.

— Я не думаю, что это ошибка диспетчеров. Диспетчер дает высоту и курс снижения, а превышение рельефа заложен в БПРМ самолета, — заявил источник в Центре подготовки авиаперсонала "Сухой".

По мнению экспертов, отвечать за трагедию также должны организаторы полетов.

— Уже не имеет значения, кто запросил снижение в гористой местности и кто его разрешил. Был утвержденный план полета, и теперь нужно разбираться, как он исполнялся, — считает Магомед Толбоев.

В пользу этой версии высказался и Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем.

— Первый полет они провели на оптимальной высоте, а во втором попросили снижение: ясно, что это было сделано для того, чтобы показать самолет во всей красе — пролететь в лощине между двух гор, я сам так делал, это просто потрясающее зрелище, — рассказывает "Известиям" Грудин. — Можете не сомневаться, что заранее на земле это не проговаривали и в полетном плане этого не будет, но это покажет расшифровка "черных ящиков".

По его мнению, также могло быть нарушено железное правило авиации: в кабине главный — командир воздушного судна (КВС) и никто ему не должен мешать.

— Это был "рекламный" самолет, а в таких случаях к экипажу пускают посторонних людей — представителей СМИ и покупателей. Посторонние в кабине — одна из причин падения польского Ту-154 под Смоленском, но и эта трагедия никого ничему не научила, — заявил Грудин.

Российский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-97004 прибыл в Джакарту в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии 9 мая. До этого самолет уже побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали инвесторам, военному руководству и местным чиновникам. В Индонезии самолет должен был совершить два демонстрационных полета.

Sukhoi Superjet — самый амбициозный проект отечественного авиастроения последних двадцати лет. Эти самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км (базовая модель) и до 4,5 тыс. км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре.

По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолета Sukhoi Superjet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания "Сухой" намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов. Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет $31,7 млн.

Главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что единичные ЧП не могут оказать серьезного влияния на будущее проекта.

— Что бы ни произошло, программу Superjet уже не остановить. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, что окажется причиной катастрофы, — говорит Пантелеев. — Сейчас никакой реакции ни стороны производителя, ни со стороны заказчиков быть не может. Авиакомпании-эксплуатанты Superjet — российский "Аэрофлот" и армянская Armavia — отказываться от уже сертифицированных самолетов не будут. А "Гражданские самолеты Сухого" будут делать все возможное, для того чтобы обеспечить все запланированные поставки этих самолетов.

— Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий репутационный ущерб, — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и на международном рынке.

Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента. Индонезийцы, например, уже приостановили закупки российских лайнеров.

Герман Петелин, Елизавета Маетная, Андрей Гридасов, Евгений Девятьяров, "Известия"

Это же издание сообщает, что у "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) на сегодня заключены твердые контракты на поставку 168 самолетов SSJ 100. Общий объем заказов близок к $5 млрд.

Большая часть самолетов SSJ — 102 из 168 — заказана иностранными авиакомпаниями. Индонезийское издание The Jakarta Post заказала 30 SSJ на $951 млн, а ее местный конкурент Sky Aviation подписал контракт на покупку 12 машин на $380,4 млн. Министерство транспорта Индонезии решило провести аудит системы безопасности на заводах-изготовителях "Сухого", пишет The Jakarta Post.

Из российских авиакомпаний крупнейшим заказчиком является "Аэрофлот". Всего перевозчик должен получить 30 самолетов SSJ, из которых ему уже были поставлены семь машин. В авиакомпании заявляют, что не планируют отказываться от эксплуатации SSJ.

Вторым действующим на сегодня эксплуатантом SSJ выступает армянская Armavia. Пока в ее парке один такой самолет, но контрактом предусматривается поставка еще одной машины. И в этой авиакомпании пока не планируют отказываться от его получения.

"ВЭБ-Лизинг" заказал у ГСС 24 SSJ для поставки другому крупному российскому перевозчику — авиакомпании UTair. Пока компания не уточнила позицию в отношении данного контракта.

Среди других российских заказчиков фигурирует авиакомпания "Якутия", которая ожидает получения в лизинг двух SSJ 100, и "Газпромавиа", подписавшая контракт на десять новых российских самолетов. Заявлений об отказе от контрактов от них пока также не было.

В числе заказчиков еще несколько иностранных перевозчиков. Лаосская авиакомпания Phongsavanh заключила с ГСС в 2010 году контракт на поставку трех самолетов SSJ 100 с опционом на последующую покупку еще шести машин. Итальянская Blue Panorama Airlines имеет контракт на твердую поставку четырех SSJ. В целом соглашение с этой компанией предусматривает покупку до 12 машин. Первые поставки в Италию должны состояться до конца этого года. Кроме того, в начале этого года мексиканская авиакомпания Interjet заключила соглашение на поставку 15 самолетов с опционом еще на пять машин.

Автор: До катастрофы к российскому SSJ проявляли интерес также и международные лизинговые компании. Так, Pearl Aircraft Corporation заказала в 2010 году 30 SSJ с опционом на поставку еще 15 машин. Американская Willis Lease Finance Corporation в 2011 году заключи
Похожие материалы
  • 14.10.2022, 21:47 Темы недели: капремонт на нуле, разрядившийся завод, недетская жестокость

    Если долго не замечать накопившиеся проблемы, они вырвутся наружу, и тогда мало не покажется. Про сложности с капремонтом все на время забыли - и вдруг оказалось, что система на грани коллапса. Вышедший из кризиса "Завод АИТ" вновь оказался среди претендентов на банкротство. Накопилось нечто, судя по всему, и в страшной истории с убийством 10-летней девочки. Как говорится, ничто не предвещало...

  • 07.08.2020, 18:06 Темы недели: дети и окна, приговор "колумбайнеру", обновление Крытого

    В Саратовской области снова страдают дети - если не от укусов собак, то от падения из окон. И конечно же, во всех проблемах виноваты взрослые, которые недосмотрели, допустили, понадеялись на авось. Впрочем, стоит детям повзрослеть, как они сами начинают отвечать за то, что с ними происходит, - как 15-летний школьник из Вольска, осужденный на этой неделе за попытку массового убийства в школе. Еще одной из самых обсуждаемых тем недели стала ликвидация торговых рядов у Крытого рынка, которые успели в восприятии многих стать символом неуходящих 90-х.

  • 23.07.2020, 09:54 Провинциальные истории. Трагедия на костемольном заводе

    2 июня 1912 года на костемольном заводе в Покровской слободе Самарской губернии (сегодня - г. Энгельс Саратовской области) произошла трагедия: в результате обрушения стены и огромной груды костей пострадало несколько десятков работниц (здесь работали в основном женщины), 9 из них погибло.

  • 11.06.2020, 09:59 Провинциальные истории. За что убили Блока?.. 21 июля 1906 года в седьмом часу вечера в Самаре на Вознесенской улице эсер Григорий Фролов бросил бомбу под пролётку с самарским, 13-м по счёту, губернатором Иваном Блоком (дядей знаменитого поэта Александра Блока). Взрыв был такой силы, что образовался огромный столб дыма и пыли, полопались стёкла ближайших домов, далеко разлетелись куски пролётки, а губернатор получил страшные смертельные увечья. На следующий по Самаре были разбросаны листовки, в которых сообщалось, что чиновник казнён по приговору Самарского комитета партии социалистов-революционеров с санкции Поволжского областного комитета, членов областной летучей боевой дружины. А через несколько дней были задержаны сообщники и однопартийцы Фролова, которые уточнили: Блок убит за так называемое "Матвеевское дело".
  • 21.05.2020, 09:11 Провинциальные истории. Кораблекрушение на Волге Более 130 лет назад на Волге в границах Саратовской губернии произошло первое крупное кораблекрушение пассажирского парохода, в результате которого погибло, по одним данным, около 80, по другим - около полутора сотен человек.
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 11 мая 2012
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x