ФОКУС ГОРОДА 11:06, 06.02.2012

В плену у трассы. Паника теплых стен

Первая информация о заторе на трассе Сызрань-Саратов-Волгоград, на границе Саратовской и Волгоградской областей, появилась еще 28 января. Даже эти скудные данные - в день снегопада в регионе было перекрыто движение пассажирского автотранспорта по всем направлениям, а в районе Красноармейска образовалась пробка, длиной, по разным данным, от трех до шести километров, - можно было сделать вывод: ситуация серьезная. Правда, в тот же день в некоторых изданиях появилась информация, что движение, якобы, восстановлено.

"Движение на трассе "Саратов-Волгоград" возобновилось сегодня, 28 января, около 15.00 часов.  К этому времени снегоуборочная техника справилась с заносами, и автолюбители продолжили свой путь", - сообщили некоторые СМИ, со ссылкой на пресс-службу облМЧС. Правда, уже на следующие сутки все вернулось на круги своя — затор, приостановка движения общественного транспорта, мороз,... При этом информация о точных причинах затора доподлинно стала известна лишь спустя время — на трассе (по одной из версий — на 257-м км дороги на Камышин Волгоградской области, по другой — 250-м км трассы) столкнулись 2 автомобиля.

По официальной информации на 30 января, в снегу увязли 210 машин, 10 из которых легковые, в общей сложности — 273 человека. Спасатели попытались успокоить: женщин и детей среди замерзающих нет. Впрочем, СМИ в погоне за сенсациями поспешили эту информацию опровергнуть: дескать, с трассы эвакуированы женщина и ребенок.

После того, как автомобили простояли на трассе несколько дней, и несмотря на то, что водители были обеспечены и питанием, и жильем (в районе затора были подготовлены 6 гостиниц на 263 места, в которых разместились 124 чел., а остальные не пожелали покидать машины, сославшись на ценный груз — автомобили, алкоголь, продукты), появилась информация о бесчинствах торговцев и чиновников: "Дальнобойщики выживали, как могли. В их распоряжении была только гостиница без отопления и кафе. В кафе продавали кипяток по 10 рублей за литр и хлеб по 80 рублей за буханку. Водители рассказали, что выжили только благодаря взаимопомощи". Радует одно: как ни неприятно это было читать спасателям, инспекторам ГИБДД, чиновникам администрации Красноармейского района, они продолжали оказывать помощь замерзающим водителям. "Картинку" дополнили трехметровые сугробы, введение режима ЧС в Красноармейском районе, обморожение двух трактористов-добровольцев, отправившихся на выручку дальнобойщикам, сводки областных метеорологов: ветер будет усиливаться, мороз — крепчать...

На место событий удалось прорваться единицам. По данным на вечер 3 февраля,
на участке трассы от Саратова до Красноармейска оставалось около 50 фур. Как сообщили корреспонденты, побывавшие на трассе, на дороге работала спецтехника. Координировал работу служб замначальника ГУ МЧС по Саратовской области Роман Ковбасюк, пост спасателей располагался как раз на границе областей. МЧС снабжало водителей, которые не могли заглушить моторы из боязни больше не завестись, топливом, кипятком, сухими пайками. Администрация Красноармейского района продолжала помогать водителям питанием и обеспечивать нуждающихся жильем в расположенных рядом с местом затора гостиницах. Журналисты заверили: вопреки распространенной повсеместно информации о дороговизне еды и воды, расценки на продукты первой необходимости оказались обычные. 
Часть фур переместилась на очищенные от снега площадки, часть оставалась в заносе в 2-5 км от границы областей. Только под конец катаклизма появилась информация о причинах затора, помимо выше обозначенного ДТП. Некоторые автомобили все-таки заглохли и перегородили дорогу. Выезд из затора также осложнялся тем, что машинам приходилось двигаться задним ходом (разворот был невозможен). За 2 дня спасатели эвакуировали 22 человека. Некоторых водителей забрали представители компаний-работодателей.

На волгоградской стороне в 3,5 км от границы было замечено много брошенных машин: фуры, автотралы, "скорая помощь", спецтехника (водители пояснили: ее заправили летней соляркой и машины заглохли). За дни затора на трассе было зафиксировано еще несколько ДТП — по ним работали сотрудники ДПС Саратовской и Волгоградской областей.
Дальнобойщики жаловались на нехватку топлива и ожидали расчистки коридора, который позволил бы им перебраться на саратовскую сторону трассы, где есть гостиницы.
Особой нужды в еде и горячем питье водители не отметили — помогали и местные жители, и егеря, и даже участковый одного из близлежащих населенных пунктов.
"Несколько раз приезжал вице-губернатор Волгоградской области. Посмотрел и уехал", - сообщили водители.

Таким образом, недовольство со стороны водителей прозвучало только в адрес высокопоставленного чиновника из соседнего региона. В остальном организация деятельности спецслужб была, по мнению очевидцев и участников природного катаклизма, на высоком уровне — на сколько он может быть высоким в таких сложных условиях.

Все же домыслы, догадки, предположения и прочая информация, которая нередко подается под "соусом" сенсаций, как правило, является результатом слабой осведомленности тех, кто сидит в тепле. Впрочем, можно вспомнить массу других ситуаций, когда та же плохая информированность стала причиной паники. Например, сообщения о "вакцинации с вертолета" в разгар свиного гриппа в 2009 году, или попытки отказаться от овощей в ответ на информацию об опасных огурцах из Европы... Все-таки своевременное и исчерпывающее информирование является частью работы властей и специальных служб, помимо непосредственной работы в зоне напряженной ситуации, конечно. Но специалистов, кстати, никто отвлекать не собирается. Более 10 лет назад каждая служба обзавелась пресс-секретарями. Жаль, что за эти годы они так и не научились грамотно выполнять свои обязанности.

Ольга Берес

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-02-06/863.html