ФОКУС ГОРОДА 11:48, 13.01.2012

Писатели на митингах. Динамика продаж

За основу был взят объем реализации книг в крупнейших книжных магазинах Москвы: ТД "Библио-Глобус", "Москва" (на Тверской и на Воздвиженке), "Московский дом книги" и "Молодая гвардия". В последних двух раскрывать данные о продажах не стали. В "Московском доме книги" сослались на коммерческую тайну, в "Молодой гвардии" — на отсутствие времени, чтобы отвечать на такие вопросы.

Сравнивались продажи за месяц до митинга на Болотной (с 10 ноября до 9 декабря) и за месяц после (с 10 декабря по 9 января). С поправкой на предновогодний ажиотаж можно сделать вывод, что если политические высказывания авторов и заинтересовали их читателей, то до покупки книг дело так и не дошло. Например, за первый период в "Библио-Глобусе" было продано 195 экземпляров акунинской "Смерть на брудершафт". Операция "Транзит", а за второй — 194. В "Москве" ситуация с этой книгой несколько другая. После митинга продали на 45 экземпляров больше, чем до, но и там их количество не дошло и до 200.

Но эта книга относительно старая. Что до нового произведения автора, то спрос на его "Любовь к истории" не поддается сравнению — книга вышла за два дня до знаменательного события на Болотной и с того момента и до 9 января в опрошенных магазинах было продано 1135 экземпляров. "На книги Бориса Акунина всегда хороший спрос, особенно на новинки", — говорит представитель "Молодой гвардии". По его словам, "Намедни. Наша эра. 2001—2005" Леонида Парфенова тоже хорошо раскупали перед Новым годом во многом потому, что она новая (поступила в продажу в конце ноября). Предыдущий период новейшей истории России с 1991 по 2000 год в изложении г-на Парфенова интересовал покупателей в предновогодние дни в 14 раз меньше, хотя спрос вырос по сравнению с домитинговым периодом.

Если для кого политическая активность и обернулась прорывом на книжном рынке, то для Божены Рынски. Она хоть и не выступала с трибуны, но ее задержание на несанкционированном митинге на Триумфальной площади 6 декабря прошлого года обернулось резким ростом продаж ее книги "Слава богу, я — VIP". Справедливости ради стоит заметить, что в абсолютном выражении это означает, что, например, в "Библио-Глобусе" был продан один экземпляр ее книги.

Абсолютным лидером из "политически активных" стал Дмитрий Быков и его "Гражданин поэт". "В отличие от Захара Прилепина и Леонида Парфенова, у которых сформировалась своя аудитория, поддерживающая продажи их книг на примерно одном уровне, волна популярности печатного издания "Гражданин поэт" имеет как раз политические предпосылки, учитывая саму идею проекта", — считают в "Библио-Глобусе".

"Гражданина поэта" раскупали как горячие пирожки, 28 декабря попытка корреспондента РБК daily купить эту книгу не увенчалась успехом. Продавцы "Московского дома книги" на Арбате объяснили, что в продажу очередная партия поступила только 26 декабря и к вечеру 27-го уже ничего не осталось. С такой же ситуацией покупатели столкнулись и в других книжных магазинах в пределах Садового кольца (хотя официально эту информацию никто подтвердить не решился), достать заветный экземпляр удалось только в доме книги "Медведково".

"За три недели был продан весь тираж — 25 тыс. экземпляров", — говорит руководитель PR-службы "Азбуки Аттикус" (издатель "Гражданина поэта") Наталья Лемегова. По ее словам, уже в первую неделю продаж стало понятно, что одним тиражом не обойтись, и было принято решение допечатать еще столько же. Новый тираж поступил в издательство "буквально на днях", но проблем с поставками в магазины не было, магазины перед Новым годом сделали большие запасы на складах, уверила г-жа Лемегова.

"Издательский бизнес и книготорговля находятся в таком глубоком кризисе, что никакая политическая деятельность авторов не способна ее реанимировать и принести какие-то дивиденды", — считает литературный критик Александр Шаталов. По его мнению, определенным пиаром это может послужить только в том случае, если гражданская позиция автора созвучна его творчеству. "Например, Захара Прилепина во многом покупают, потому что его знают как публичную фигуру", — поясняет он. Но есть и противоположный пример — Эдуард Лимонов: чем больше он занимается политикой, чем хуже продаются его книги.

"Да чушь это собачья, — комментирует Захар Прилепин предложение о том, что его выступление на митинге было своего рода пиаром. — Болотная для меня далеко не первый митинг, я на них хожу с 1999 года". По его словам, куда больший эффект на продажи его книг оказало то, что его работа "Грех" получила премию "Супер-Нацбест" как лучшая книга десятилетия. Литературное признание и участие в передачах центрального телевидения, по мнению Захара Прилепина, — единственная хорошая реклама. "По крайней мере после этого можно проследить, как в течение одной-двух недель растут продажи", — резюмирует он.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-01-13/805.html