ФОКУС ГОРОДА 13:49, 02.01.2012

"Девушка с татуировкой дракона". Заметки киномана

Сперва немного предыстории. Новая картина - это уже второй вариант экранизации знаменитого "архивного детектива" Стига Ларсона. В 2009 году можно было посмотреть одноименную картину, снятую в Швеции и Германии. После достаточно крупных сборов (бюджет окупился практически в 10 раз) стало понятно, что Голливуд не обойдет столь крупную "фишку" и сделает свою версию книги. Кстати, создатели нового фильма не раз утверждали, что за основу брали только книгу, а европейскую экранизацию "практически не смотрели".

Богатый и влиятельный Хенрик Вангер уже много лет обеспокоен нераскрытым похищением своей племянницы. Следствие сложило руки. Последняя попытка найти девушку - это нанять человека со стороны, который будет сильно заинтересован раскрыть дело. Так Вангер выходит на талантливого журналиста Михаэля Блумквиста. Момент подходящий - журналиста только что осудили за "профессиональную деятельность". Блумквист соглашается и все-таки выходит на след. Только преступления, детали которых он выяснит с помощью неформальной хакерши Лисбет, оказываются намного страшнее.

Сразу отмечу - поначалу зрителю кажется, что его очень грамотно обманывают. Ну скажите, как журналист может прославиться, если он написал всего несколько статей, в которых раскрыл пусть и откровенные, но практически недоказанные факты коррупции и экономических преступлений? Стоит вспомнить сам жизненный уклад Швеции и уровень жизни граждан страны. Так что, пусть и диссонанс с обычными представлениями о жизни возникает, не стоит воспринимать его буквально. Ведь по телевизору показывают, что в США все богаты и счастливы - и никого это не напрягает.

Если же серьезно, то кино будет интересно смотреть даже тем, кто не читал книгу. По сюжету нареканий нет в принципе - захватывающе, необычно, а концовка шокирует. Здесь девять из десяти. До шедевра не дотягивает чуть чуть - слишком нудноваты копания в истории, слишком долго проговариваются умозаключения. Но это не проблема - так, просто есть к чему придраться.
Огромный плюс - это работа самого Финчера. Режиссер и до этого славился созданием великолепных триллеров, а здесь если и не достиг потолка, но точно не уронил планку качества. Последовательно, с каждым кадром затягивая зрителя в пороки современного общества, Финчер размышляет о социальной защите и недостатках правовой системы, о дискриминации женщин, о коррупции и о пороках человека.

И заслуженные лавры - Руни Мара. Девушка с татуировкой дракона ураганом проносится по целому фильму, утверждает, что она сумасшедшая и вызывает огромную симпатию. Один их первых зрителей фильма отлично подметил: "Играет озверевшую от паскудного отношения к себе нонконформистку, со сталью в глазах насаживающую своего обидчика на безразмерный хромированный фаллос". Но при этом - играет женщину.
Пожалуй, именно из-за Руни впечатления от фильма, в целом положительные, выбиваются из стандартной схемы восприятия.

Так что сочетания бунта, триллера, социальной драмы и архивного детектива удалась на славу. Смотреть однозначно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-01-02/785.html