ФОКУС ГОРОДА 06:53, 18.11.2011

План по реализации Плана. С подземкой на Кирова-Чапаева

"Легкое метро", подземный переход на перекрестке пр.Кирова и Чапаева, участок скоростной магистрали вместо “загогулины”, которую образует завод "Электроисточник" – это лишь малая часть из списка мероприятий, направленных на улучшения качества жизни и свободы перемещения в Саратове. Эти пункты обозначены в Генеральном плане города, утвержденном гордумой 28 февраля 2008 года в пылу жарких дебатов.

Однако когда генеральный план из приятной перспективы превратится в не менее привлекательную реальность, неизвестно. Чиновники претворяют в жизнь пункты по принципу "на что денег хватит": кусочек тут, участок там. В итоге, если составить карту реализации генплана, то наш город, скорее, будет похож не на персидский ковер с замысловатым, но логичным орнаментом, а на цветастый половичок из разных кусков материи.

Некоторые эксперты сравнивают генплан Саратова с конституцией — мол, все знают о его существовании, но никто понятия не имеет, как им пользоваться. Не будем вдаваться в подробности, кто, как, с какой целью и под влиянием чего его составляет – об этом сказано очень много. Вопрос, ответ на который мало кто может дать, - на какой стадии реализации находятся те или иные пункты. Особенно — в сферах "Улично-дорожная сеть" и "Городской пассажирский транспорт". Чиновники без особой охоты отвечают на этот вопрос – поскольку поводов для гордости здесь не так уж много. Магистрали прокладывать – не планы строить.

Что касается направлений развития Саратова. Их два: Северо-Восточное (вдоль Усть-Курдюмского тракта — видимо, подразумеваются коттеджные поселки, малоэтажная и высотная застройки, которые с некоторых пор активно пропагандируется и считаются чуть ли не решением всех проблем) и Северное (район пос. Солнечный и пр. Строителей — если почитать новостные ленты — сейчас в "северном" направлении "посылают" саратовских гостей даже самых высоких рангов, демонстрируя с гордостью "вот что мы умеем").
"Предусматривается дальнейшее развитие Новосоколовогорского жилого района, пос. Юбилейный по Усть-Курдюмскому тракту с развитием узла в районе Гусельского моста. В северной части города предусматривается развитие общественного центра Солнечного и строительство нового жилого района "Солнечный-2" площадью 153,8 га за счет освоения части земель НИИ Юго-Востока", - сообщают также в комитете Александра Кискина.

Сроки неизвестны
Один из громких скандалов связан с ликвидацией трамвайных путей на Б.Горной с последующей целью превратить ее в магистраль. Такой пункт действительно есть в генплане, поэтому то, что вызвало столько эмоций у граждан, скорее связано с их неосведомленностью. "В настоящее время закончен демонтаж путей по Б. Горной, как первый этап последующего превращения ее в полноценную магистраль непрерывного движения с односторонним движением от пр. 50 лет Октября к мостовому переходу через Волгоградское водохранилище в Энгельс", - сообщается из официальных источников.

large_razvyazka_50_let_trakt.jpg

Что касается транспортной развязки в районе "Стрелки", то здесь картина менее радужная: "проектная документация выполнена", но объект "не вошел в перечень первоочередных". В связи с "необходимостью изъятия земельного участка, находящегося в границах развязки". Сейчас этот участок занимает автозаправка, которая, в случае ее ликвидации, нуждается в возмещении упущенной выгоды. Так что этот объект будет включен в перечень первоочередных мероприятий только после урегулирования вопроса. Точные сроки не известны.

Также среди объектов, которые планировалось реализовать до 2010 года, значится реконструкция ул. им. генерала Захарова. При всем моем уважении к генералу, интернет-карты не знают такого пункта назначения в Саратове. Автомобилисты помнят ее как Добряковскую. В генплане улицу называют "дублером" пр. 50 лет Октября, хотя сейчас она местами скорее "двойник" Аптечной или Алексеевской.

Впрочем, реконструкция "возможна в случае изъятия нескольких земельных участков, фактически занимаемых домовладениями (между Офицерской и Суворовской) и расположенных в красных линиях перспективного поперечного профиля улицы", - сообщают в комитете. Судя по картам, ул. Захарова упирается в частный сектор и продолжается спустя квартал, но называется Тверской. Словом, реализация и этого объекта пока под большим вопросом.
Подземный пешеходный переход на перекрестке Чапаева и Кирова, о появлении которого и сами пешеходы, и водители могли только мечтать, по-прежнему остается туманной и манящей перспективой. Чиновники "подливают масла в огонь": "Проектная документация... выполнена с учетом размещения объектов торговли по обеим сторонам пешеходной зоны шириной 8 м., что может способствовать привлечению потенциальных инвесторов к участию в реализации данного проекта при начале финансирования за счет городского или областного бюджетов в рамках частно-муниципального партнерства"... Перспектива хорошая, радужная. Хочется представить стеклянные галереи с алмазными бутиками, как на вокзале в Антверпене, однако в голову лезут лотки с бижутерией и пирожками, как в подземном переходе на 3-й Дачной. Но дело не в этом. Ключевым остается навевающее грусть, потому как вполне справедливое, утверждение, что реализация зависит от наличия инвесторов, с толстым кошельком и, желательно, жаждой острых ощущений и склонностью к рискам (без последних качеств к нам лучше вообще не соваться). И если обладателей первого еще можно попытаться сыскать, то двух последних — по нынешним, пахнущим кризисом временам — вряд ли.

План по реализации Плана

Информация о "создании системы скоростного рельсового транспорта" (считается одной из самых удобных для Саратова, поскольку железная дорога проходит сквозь 5 районов города, минуя лишь Волжский) вроде бы дышит оптимизмом – "возможно за счет использования части высвобождающихся в результате модернизации железнодорожных линий в черте города с использованием существующих станций и платформ", но "после завершения строительства ОАО "РЖД" западного железнодорожного обхода города" и окончания модернизации трамвайного движения, для чего требуется изолировать все трамвайные пути от автодорог. И это является "основным условием" для создания скоростного внеуличного рельсового транспорта. Чувствуете объем работ, который предстоит сделать?

В этом году планировалось составление проектных предложений по "Технико-экономическому обоснованию разработки линий скоростного внеуличного транспорта в Саратове", на что из горбюджета должны были выделить 17 млн руб., однако "в связи с отсутствием финансирования проектной документации в расчетный срок не выполнена", - сообщают в комитете.

"Объемы и объекты бюджетного капстроительства, в том числе и линий скоростного рельсового транспорта, и их финансирование будут определяться и уточняться в ходе выполнения мероприятий Плана реализации Генерального плана города (План по реализации Плана – есть и такой документ!-авт.) в зависимости от полученных доходов бюджета города, а подготовка продолжена по мере их выделения", - сообщается официально. Другими словами: работа в этом направлении будет продолжена в зависимости от финансирования. А если вспомнить, что наш бюджет уже который год дефицитный (пусть даже президент и поставил перед муниципальными властями постепенно переходить на профицит), то перспективы внеуличного рельсового транспорта весьма сомнительны.

Забегая немного вперед добавим, что примерно на том же уровне развития находится и строительство тоннеля под железной дорогой на пересечении ее с Рабочей. Объект "может решить проблему транспортной связи центрального района с завокзальной частью города". И это-то как раз не вызывает сомнений, поскольку сейчас автомобилисты и общественный транспорт протискиваются под мостом в районе Белоглинской. В "час пик" - с превеликим трудом, регулярными авариями и матершиной со стороны участников дорожного движения. Однако чиновники оговариваются — проблема решится, но только если в придачу к тоннелю будет восстановлено непрерывное движение на Б. Садовой в районе завода "Электроисточник", для чего требуется построить полуэстакаду или — более радикальный вариант — перенести предприятие в другое место. Объем капиталловложений понятен? Сроки исполнения — тоже...

После такого глубокого разочарования каплей позитива станут "первые шаги" по строительству магистрали непрерывного движения по Плодородной. Односторонняя дорога из Солнечного в центр — в процессе строительства. Правда, оно опять-таки во многом зависит от поступления денежных средств. Этот же проект является одновременно и продолжением модернизации трамвайного маршрута N11. Располагаясь в пределах выделенной полосы, линия уже по сути является скоростной, - считают чиновники. По крайней мере, от Плодородной до разворотного кольца на Академика Антонова. Правда, некоторые специалисты считают этот пункт "смешным". "Скоростной трамвай – это не просто выделенная полоса движения! Скорость вагона при нынешних технологиях укладки полотна не достигает нормативной, установленной для скоростного трамвая. 5-километровый участок от Плодородной до академика Антонова скоростной трамвай должен преодолевать за 12 минут, а наш 11-й маршрут сегодня - почти в 2 раза дольше", - высказывает свое мнение блогер и краевед Денис Жабкин.

А вот строительство автодороги — продолжения Тархова, которая соединит "Солнечный" и "Новосоколовогорский" - начато и будет продолжено в 2012 году — по мере поступления денег.

Также в планах — создание альтернативного центра между Б.Горной и Соколовой, развитие прибрежных территорий (район бывшего кожзавода - от Славянской пл. до Заводской), а также Комсомольского пос. и центрообразующей структуры по пр. Энтузиастов.
"Реализация положений Генерального плана напрямую зависит от возможности выделения средств на эти цели как из городского, так и из областного и федерального бюджетов. Хотя в городе есть несколько мест, где развязки и эстакады значительно улучшили бы ситуацию с движением транспорта, первоочередными мероприятиями при открытии финансирования будут: строительство транспортной развязки в районе "Стрелки" на пересечении Тракторной и 50 лет Октября, строительство транспортного тоннеля под железнодорожными путями в районе Рабочей, строительство дорожного полотна на Барнаульской", - поясняет председатель комитета по архитектуре и градостроительству Александр Кискин.

Реализация "хромает"

Что касается наболевшей темы — первоочередных мероприятий по развитию пассажирского транспорта, то, например, проектная документация по модернизации 3-го и 16-го троллейбусов (планируется их выход на Чернышевскую и продление в сторону ул. Орджоникидзе и пр.Энтузиастов) еще не разрабатывалась, а для продления 10-го троллейбусного маршрута от Тархова до Топольчанской необходимо разработать проектные предложения по размещению разворотного кольца в "Солнечном-2". Чтобы троллейбусы зашевелил своими "рожками" на Зарубина, как то предписывается Генпланом, для этого надо будет расширить проезжую часть до 10,5 м.(сейчас — 7-9 м.) и заменить дорожное покрытие. "Схема троллейбусного движения в этой части города требует дополнительной проработки с учетом пассажиропотока и движения автотранспорта", - сообщают в комитете по архитектуре.

Может, кому-то на первый взгляд генеральный план покажется сумбурным, однако разработчики с пеной у рта доказывают обратное. "У нас привыкли обвинять во всем генплан. Людям непонятно, как и по каким принципам он создавался. Но я со всей ответственностью могу заявить, что генплан у Саратова хороший, - поясняет один из них. - Он разработан специалистами, у него есть структура, логики, смысл, концепция — называйте, как хотите. Но то, как он реализуется... На мой взгляд, дело именно в этом".

О принципах реализации рассказал во время одной из пресс-конференций председатель комитета дорожного хозяйства администрации Саратова Валерий Данилин: "Все зависит от финансирования. В этом году деньги есть, мы следуем плану, нет — переносим срок реализации на следующий год. Если и тогда денег не будет, еще перенесем. Вы же поймите: генплан — это не нормативный документ, которому надо строго следовать, генплан — это скорее рекомендация..." В таком случае возникает вопрос – а зачем тогда строить такие далеко идущие планы, раздавать дорогостоящие "рекомендации" (так, кажется, можно называть все пункты и подпункты?), если исполнять их никто не торопится?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-11-18/678.html