ФОКУС ГОРОДА 06:05, 09.11.2011

Трамвай с "антицеллюлитным" эффектом. Рейс в пропасть

"Пустяки, дело житейское...", - как бы говорят транспортники, комментируя инцидент с "десяткой". А если буквально, то "все технические средства время от времени выходят из строя. У вас ведь дома тоже время от времени такое происходит? - не отрицает происшествия заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Павел Кузнецов. - Это не мелочь, сейчас мы выясняем причины происшествия". Если обнаружится, что ситуация типовая и может повториться, водителям будут даны рекомендации о снижении скорости и особенностях прохождения этого участка пути.
Несмотря на то, что инцидент не получил широкую огласку, в блогах он весьма активно обсуждается.

"Скорее всего, это результат того, что отверстия под стыковые болты не сверлились сверлом, а прожигались газорезкой. Рельс по железнодорожным меркам сразу стал остродефектным. И резать рельсы нужно специальным рельсорезным станком, а не газовой горелкой. Начальнички все экономию наводят... На безопасности движения и на здоровье людском...На железной дороге рельсы сверлят только специальными рельсосверлильными станками. Они крепятся либо к головке рельса, либо к подошве. Сверла с победитовыми наконечниками, по металлу. А режут рельсы так же специальными станками. Раньше станки были со специальными полотнами-эдакая большая электрическая ножовка по металлу, а сейчас применяются новые станки под отрезные круги. Привод - от переносной электростанции. Эх, вашему, да и нашему трамвайному депо потратиться бы на такую технику - горя бы не знали...", - вздыхает блогер по имени Дмитрий Иваныч.

По словам специалистов, за последний год крупных аварий не происходило. Не то, что пару десятков лет назад, когда в Октябрьском районе трамвай врезался в стену жилого дома. Старожилы припоминают, что не обошлось без жертв.

Но шут с ними, с "нестандартными ситуациями". "Стиральная доска", "антицеллюлитный массаж", и все это — об обычной поездке по маршруту, скажем, "Мирный переулок (еще пока) — Пос. Октябрьский". Некоторые участки саратовских трамвайных рельсов напоминают "стиральную доску" не только по ощущениям, но и визуально. Специалисты называют такой эффект "волнообразным". Он снижает скорость (что для наших трамваев, в общем-то, не беда — им спешить некуда) и отражается на качестве поездки.
Особенно славится своими "волнами" участок на Степана Разина. Местами качество рельсового полотна напоминает если и не "Девятый вал", то что-то очень к этому близкое. Причина эффекта объясняется просто — подчас для обновления рельсов на том или ином участке пути используются рельсы б\у, ранее использовавшиеся, скажем, на запасных путях железной дороги.... Это обычная практика, пожимают плечами специалисты.

relsy2.jpg

"Нередко для обновления трамвайных рельсов (а необходимость в капремонте присутствует постоянно) используются железнодорожные, поскольку они обходятся дешевле, чем новые. На железной дороге есть такие пути, по которым составы не ездят, запасные. У них определенный срок службы, через который железная дорога, которая может себе это позволить, меняет такие рельсы. Их мы и используем, поскольку, в отличие от Европы, у нас трамвайные и железнодорожные рельсы одинаковые. У нас срок службы рельсов рассчитывается несколько иначе...", - поясняет Павел Кузнецов.

В частности, он оценивается по балльной системе ("еще с Советского времени") и зависит не от срока службы рельсов, а от интенсивности движения на том или ином участке пути. Например, на маршруте N3 "Мирный пер. - 6-я Дачная", где ходят 56 составов, он один, а на 4-м "6-я Дачная — 10-я Дачная", где ходят только три, он другой. Кстати, говорят, что рельсы со злосчастного 12-го маршрута, которого ныне не существует, сейчас лежат на Степана Разина, после перекрестка с Рабочей. И на место своего первого назначения они попали также с железной дороги.

Кстати, многое зависит и от того, едет трамвай по выделенной полосе или в одном потоке с машинами. Качество рельсов и дорожного полотна на выделенной полосе лучше, поскольку они не травмируются автомобильными колесами.

Трамвайные пути на обособленном полотне могут быть на уровне земли и могут возвышаться на незначительные расстояния. И то, и другое — норма. При укладке асфальто-бетонную смесь лучше укладывать, например, с повышенным содержанием битума. Нужно, чтобы сверху была шероховатая обработка (это называется "черный щебень"). Также важен вопрос водоотведения и можно заметить, что не везде он решается благополучно, что также разрушительно сказывается на качестве дорожного полотна и трамвайных рельсов. Если углубляться в проблему, то могу сказать, что у нас уникальный с точки зрения дорожной инфраструктуры город — у нас много улиц спускаются к Волге под углом в 45 градусов, много параллельных улиц. И можно было бы, к примеру, по одной из них организовать движение трамваев, по другой — автотранспорта, по третьей — большегрузов. Словом, рассредоточить движение, расширить проезжую часть для каждого вида транспорта. Думаю, это в какой-то мере позволило бы решить и проблему с качеством дорожного покрытия. И проблему пробок. А сейчас я вижу, что трудности есть и что принимаются решения, которые их усугубляют. Как например, в районе пересечения Степана Разина и Рабочей, где отменили одностороннее движение.

Еще одна проблема - "стрелки". Особенно, в холодное время года. Современные технологии позволяют механизму самому себя обогревать, они переключаются автоматически. Однако такие агрегаты установлены не везде, и нередко можно увидеть, как водитель (обычно — женщина) выходит из вагона, чтобы переключить "стрелку".

"Но для того уровня финансирования, который мы сейчас имеем, - у нас все направления действуют, все ходит", - заключает Кузнецов.

"Благодаря заботе о пассажирах электротранспорта, степень комфорта поездки в саратовском трамвае не сравнима с поездкой на трамваях в Европе, Москве или Питере. Вместо быстрого и удобного средства передвижения мы получаем ледяной вагон зимой, когда дует из всех щелей, на  деревянных  сидениях  сидеть невозможно, трамвайный вагон мотает из стороны  в  сторону,  трясёт,  пол вибрирует так, что вагон того и гляди развалится на ходу. Неудивительно, что трамвай у нас позиционируют, как
устаревший вид транспорта, когда вся Европа, напротив, переходит на трамваи", - считает блогер и краевед Денис Жабкин.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-11-09/651.html