ФОКУС ГОРОДА 12:26, 19.10.2011

Совковый оффлайн. "Гаишный сервис"

Понедельник начался вполне обычно, как в литературных штампах - "ничего не предвещало беды". Планировал приобрести автомобиль. Выбрал тот автосалон, что находится рядом с МРЭО ГИБДД. Осмотрел покупку, оформил документы, расплатился и направился регистрировать теперь уже мое транспортное средство. Подвоха, повторюсь не ждал. Окошко МРЭО работает с 10 утра и по дороге в автосалон я в этом убедился. Мои злоключения начались с того момента, как совершенно неожиданно в отделении автоинспекции появилась табличка "По техническим причинам МРЭО не работает". Менеджер автосалона по-дружески поделился: "Часто такое бывает. Ну, заболел человек, бывает. Приходи завтра к восьми утра, займу тебе очередь. Первым и пройдешь". Далее - вопросы по нарастающей: далеко ли я уеду по городу без номеров? Тот самый участливый менеджер разрешил оставить авто на стоянке перед салоном. Но очередь, разумеется, на следующий день не занял. Таким образом, утро вторника поспешило намекнуть на грядущие неприятности.

В 8 часов утра около МРЭО уже толпилось несколько человек. Они ежились от осенней прохлады и тихо ругались, глядя через зеркальные стены на охранника, попивающего горячий чай в тепле. Поводы для нелицеприятной оценки организации процесса не заставили себя ждать. Оказалось, что из трех окошек отдела работает только одно. Причем, сначала надо отстоять очередь к банковскому работнику. "Так..., - говорит молодая сотрудница банка с надутыми губами. - Автомобиль новый, 2 тысячи за регистрацию, 600 рублей за услуги филиала МРЭО, 120 рублей комиссия банка". Можно ли автовладельцу заплатить в другом банке? Да, только ближайший, работающий в восемь утра, банк находится километрах в четырех от отдела. Заплатить заранее? Наверняка, возможно. И вроде как сайт ГИБДД по Саратовской области попытался было автовладельцу в этом помочь. Авторы ресурса предусмотрели ссылку "Регистрация транспортных средств". Но клик на нее выводит на белый экран. Поэтому кому платить и сколько - заранее узнать сложно. Да и на месте подробностей сообщается немного. Рядом с банковским окошком висит листок с пояснениями - 2 тыс. руб. - это размер пошлины. И все. Кстати, за прохождение техосмотра с меня взяли еще 300 руб. И вновь начислили комиссию банка - 120 руб.

Ворчу, но расплачиваюсь. А далее с такими же новичками, как я, ищем следующее окно. Мы пишем согласия на обработку персональных данных, отдаем документы, получаем бумажку, ставим машину к входу, сами мерзнем рядом. Проходит полтора часа.

Долго ждем следующую вводную — в машине надо иметь огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки. Бросаемся приобретать этот джентльменский набор. Опять ждем.

Наконец, инспектор с зажженной сигаретой во рту склоняется над двигателем, глубокомысленно хмыкает и что-то помечает в выданной бумажке. Тем, кто не сразу понимает, что инспектор не настроен на общение, он презрительно отвечает: "Все должны стоять у своих машин". Больше он не произнес ни слова. Через полчаса он вновь подошел, взял бумагу, расписался в ней и опять ушел курить.

Я был почти счастливым. Казалось, что час икс заметно приблизился. Но бюрократия посмеялась и заявила: "Проходите, гражданин, в очередь". По моим подсчетам, ожидание должно было продлиться не более 3-х часов — передо мной было 6 человек, каждый проводил у окошка по полчаса, значит к обеду я должен был освободиться. Но сначала к инспектору подошли двое мужчин - менялись машинами. У одного джип и у другого джип. Такие клиенты, видите ли, проходят через заднюю дверь. Потом пришел еще один подобный посетитель, третий, четвертый - за три часа очередь не сдвинулась вообще. Люди начинали волноваться, посыпались угрозы, призывы к экстремизму и прочий негатив. Я такое видел в старых советских фильмах про очереди за колбасой. Наступило обеденное время - инспектор обыденно опустил шторы и ушел. Прошел еще час - инспектор курил, инспектор пил чай, инспектор общался с людьми, которые умеют передавать документы через задние двери. Наконец, у одного из нас взяли документы, оформили их и выдали номера... старые, гнутые, волнообразные. Новые номера закончились. Послышалась ненормативная лексика - ведь с ржавыми, поврежденными номерами ездить запрещено. В очередь просочились слухи, что за 2 тыс. руб. в облГИБДД можно "порешать" вопрос и получить новые номера. Но мне-то видно в окошко, как за очень широкой спиной инспектора лежит целая коробка с новыми номерами и сбоку - пара старых.

Наконец, у меня берут документы - время 15:30. Я отказываюсь верить в происходящее - инспектор произносит слова о том, что документы больше приниматься не будут. Хозяева окошка предлагают ехать в областное МРЭО, там, возможно, дежурный работает и до 8-ми вечера. Я прижимаюсь к окошку, стараюсь не оборачиваться — в воздухе витает предчувствие, что в отделении может пролиться кровь. И все-таки получаю номера. Беру их в руки и мысленно плюю на окошко.

Подвожу итог. Тест на стрессоустойчивость я прошел. Услуги МРЭО и банка стоили мне 840 руб. Психологи за сеанс, говорят, берут не меньше тысячи. Значит, немного сэкономил.

Готов признаться, что самое сложное в очереди — пережить синдром тупой и бесправной толпы. Унижение на каждом этапе этого процесса потом долго аукается в клетках нервной системы. Нет, в провинциальных отделах ГИБДД никогда не будут вводить цифровые сервисы. Объявлениями типа "Теперь регистрация авто в Интернете" так и будут тешиться исключительно онлайновые ресурсы. Дорожные инспекторы будут заботливо сохранять, провоцировать и создавать очередь - это их власть и хлеб. Это им, без сомнений, удастся. Ведь объявленная возможность использовать для регистрации Интернет заключается по большей части в скачивании бланков заявлений о регистрации и акта осмотра транспортного средства на сайте "ГосУслуги". Весь онлайновый процесс вряд ли кто-то проходил — для того, чтобы зарегистрироваться на сайте и подтвердить свою личность, требуется минимум две-три недели и использование почты. Причем не электронной, а обычной - код активации аккаунта на сайте "ГосУслуги" приходит в традиционном бумажном письме, а не смс-сообщении, как на большинстве популярных и крупных сайтах всего мира.

Попытка получить комментарий в МРЭО ГИБДД Саратова не увенчалась успехом - секретарь заявила, что "руководство в декрете, никакой замены нет, поэтому говорить не с кем".

"Сумма в 600 рублей — это стоимость услуги частной организации за заполнение заявлений. Около инспектора лежит стопка с чистыми бланками - хотите, заполняйте сами (на момент покупки автомобилей никаких бланков не было - авт.). Инспектор не может принуждать к пользованию услугами этой фирмы - все добровольно. Да, сейчас в МРЭО нехватка кадров - поэтому и работает в филиалах только одно окно вместо трех. По поводу фактов передачи документов через заднюю дверь - мы проведем проверку и передадим информацию руководителю МРЭО" - сообщил руководитель отдела по контролю за регистрационной и экзаменационной деятельностью ГИБДД по Саратовской области.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-10-19/614.html