ФОКУС ГОРОДА 06:19, 18.10.2011

Второй кирпич. Про кризис, тещу и кастрюлю

Мировой финансово-экономический кризис у меня ассоциируется с 12-литровой эмалированной кастрюлей. Это тещина прибаутка не выходит у меня из головы. Мол, если что случится, все равно не пропадем, будем варить борщ на всю семью, и как-нибудь выкрутимся. Иногда мне кажется, что она даже очень хочет, чтобы наступили эти времена, когда все наше семейство будет собираться за обеденным столом, и она станет наливать каждому тарелку. Всё ж тогда от нее будет зависеть. Власти не хватает человеку. Теща, что с нее взять. Из-за нее и все катаклизмы, лично я в этом не сомневаюсь.

Удивляет, как нежно отзываются о кризисе эксперты. Возможна вторая волна, говорят они. Набежит, накроет. Не кирпич прилетит, не бетонный блок упадет на башку, не строительный кран рухнет и не раскаленная лава вдруг станет бить из всех прогнивших труб "Водоканала". Волна. Словно мы не в медном тазу гребем в убогом бассейне, а несемся на красивой многопарусной бригантине по бескрайним просторам мирового океана навстречу своему айсбергу. И что значит вот это «возможна»? Если мы в океане, то волна обязательно придет, а если в бассейне… Если мы в бассейне, значит, ее гонят, и тогда она даже более неизбежна, чем в океане.

Продолжая говорить о формулировках, следует отметить, что хороший оборот придумали в областном правительстве – "меры по минимизации последствий мирового кризиса в Саратовской области". И вроде бы даже эти меры кому-то помогли. Но если у нас это работает, значит, нужно срочно распространять передовой опыт на весь мир, а Павлу Ипатову собираться за Нобелевской премией в Стокгольм.

Уверен, в деревнях, где телевизор смотрят редко или не смотрят вовсе, о кризисе могли не слышать. Думаю, некоторые народности Крайнего Севера и Вторую Мировую не заметили. Что для них события в европейской части России или далекой центральной Африке? Корову все равно нужно доить, оленя – пасти, а тайменя – ловить. Как кризис может повлиять на корову? А на тайменя? Попробуйте объяснить ему, глядя в его красные глаза, что нужно срочно поддаться панике. Он все равно не перестанет беззвучно разевать рот. Молоко подорожает, так оно и к лучшему. Хлеб и мука вырастут в цене – значит, опять, по идее, веселее заживет сельчанин.

На деле этого, конечно, не произойдет, но приятно тешить себя теориями целесообразности и справедливости. Мол, кризис не затронет тех, кто занимается реальным делом. Он всех выведет на чистую воду. Кто не производит истинных ценностей, тот выходит из игры. Топчет того безжалостно кляча истории. Без рекламы человек может прожить, а без хлеба – нет. Кто пострадал в первую очередь во время первой волны? Всевозможные рекламные агентства. Реклама – двигатель торговли, но что делать, когда двигать нечего? Первым исчезает то, без чего легко можно обойтись… Ага, щас. Почему ж тогда самый выгодный бизнес в Саратове (после политики) – это такси и закусочные? Не экономят наши граждане на стоимости проезда и еде. Пройтись пешком, сготовить дома – не-а, не хочется. И все рассуждения о целесообразности и справедливости медведю под хвост.

Труднее всего в кризис тем, кто зарабатывал чуть больше, чем только на одежду и еду, а значит, что-то еще имел наглость планировать. Например, приобрести автомобиль, дом, дачу. Может быть, посмотреть мир. Для них кризис – тот самый жестокий бог, которого легко насмешить, рассказав ему о своих планах. Только начал вставать на ноги, а тебе – хрясь под дых! В смысле – не высовывайся.

Вопрос вопросов – что в неспокойное время делать с рублями? Надо ли их переводить в "зеленые" или нет? Надо, и желательно менять сразу миллионов тридцать. Шучу. Знаете, умные люди давно заметили, что как бы плохо ни было экономике США, рубль обвалится скорее, чем доллар. Доллар может покачнуться, упасть на несколько копеек на открытии торгов, но рухнуть, причем так, чтоб пробить пол на международной бирже, может только российский рубль, что он не раз доказывал.

Если честно, то я, будь у меня средства, с гораздо большим удовольствием купил бы какие-нибудь майонезные акции. Поменять деревянные на нежно-оливковые было бы самой выгодной сделкой. Хотя, помнится, в начале первой волны кризиса даже губернатор Ипатов советовал держать деньги в трех валютах – в долларах, евро и рублях. Хорошо так рассуждать человеку, которому есть что переводить. А если нечего? Да и слава богу, товарищи дорогие! Потому что легче всего тем, у кого денег очень много или нет вовсе. Страдания олигарха по поводу того, что у него от 130 миллиардов осталось 90, понятны только ему одному. (Да, потерял много, но жизнь его не изменилась.) Не меняется в кризис и жизнь бомжа. (Хотя не исключаю, что обостряется конкуренция у мусорного бачка.)

Простого человека вряд ли заинтересует судьба голубых фишек. Ему не надо следить за индексом Доу Джонса. Тем более что очень мало народу знает, что это за индекс, кто этот Доу и где за ним следят. Для простого человека очередная волна кризиса выразится в росте тарифов, цен на продукты и лекарства. Еще за стрижку с него возьмут на пятьдесят рублей больше. Хотя что в связи с кризисом в парикмахерской может подорожать? Ножницы? Расчески? Возросли расходы на бензин, и не доехал КамАЗ с тройным одеколоном? Ну и ладно – машинкой постригусь.

Никто не побежит по улице с криком "Я разорен!", никто не сунет из-за этого голову в петлю, кроме тех, кто сделает это независимо от погоды и ситуации на мировом рынке ценных бумаг. Ничего не иметь, ничем не владеть – вот лучший способ пережить любые потрясения. Будет записан на тебе гараж или погреб – резко поднимут налог на весь этот баночно-консервный схрон. Будет у вас собака или кот – они и тогда придумают, как выжать денег. (Ведь черт-те что можно провернуть, вздыхая и разводя руками, кризис, мол.) Подорожание "Вискаса" вас не испугает, верим, что ваш домашний питомец ест то же, что и вы, то есть кислую капусту и картошку. Зато стопудово введут налог на количество зубов, приходящихся на квартиру. Или на повышенную шерстистость, которая вредит экологии и вызывает аллергию. Поэтому всё сбросить и остаться без ничего. Вот как надо встречать второй кирпич. Впрочем, не случится ничего страшного, если при этом в вашем кухонном шкафчике окажется двухлетний запас риса, пшена, рожков и геркулеса.

… Долгое время тема большой кастрюли с борщом была предметом заглазных шуток над тещей. Но физически ощущаю – тень огромного чана с торчащим и дымящимся мослом наплывает все сильнее.

Кастрюлю я спрятал. Ну потому что с кризисом каждый должен бороться на своем месте, каждый должен сделать всё от него зависящее. И все же… Граждане, как почувствуете нестерпимый запах борща, бегите менять рубли на доллары. Или тайменя ловить. На рыбалке кирпичи не падают.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-10-18/605.html