Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Трамвайный демарш. Удар по рельсам

  • 06:16, 21 сентября 2011
  • Комментариев[0]
Ситуация с трамваем № 12 всколыхнула Саратов. Рельсы, где проходил поначалу "временно закрытый" маршрут, начали ликвидировать, контактную сеть — снимать. Чиновники объяснили демарш — он связан с ремонтом трамвайного пути по Большой Горной. Пассажиры, надо думать, поругали, как водится, власть, плюнули, да пересели на 11-й и маршрутки, а вот блоггеры насторожились: ремонтные работы на Горной проводились не так давно, остановочные павильоны 12-го трамвая так же привлекают свежестью красок, чего пока не удостоились многие другие маршруты, например, в Заводском районе. Очевидцы начали выкладывать фотографии, на которых четко видно, что началось вскрытие рельсов.
Трамвайный демарш. Удар по рельсам

Трамвайный маршрут № 12 – один из старейших маршрутов в городе. Он появился в 1931 году. 14 сентября было опубликовано официальное постановление мэрии от 12 сентября этого года о его закрытии. Не первого и, можно предположить, не последнего в Саратове.

Первый пробный трамвай прошел по Саратову в 1908 году по ул. Ильинской (ныне Чапаева), уже к концу 1909-го в городе действовало 9 регулярных трамвайных линий, проходивших по улицам Немецкой (пр.Кирова), Московской, Ильинской (Чапаева), Константиновской (ныне Советская), Большой Горной, Большой Сергиевской (Чернышевского), Кладбищенской, Александровской (Максима Горького).
В 1910-м появилась линия, отвозившая саратовцев за город — на Кумысную поляну до 11-й Дачной (именно по номерам остановок и получили потом свои названия посёлки Ленинского района).

К 50-м годам в Саратове, по информации из "Википедии", действовало 14 трамвайных маршрутов.

№1 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева, Серова, 2-я Садовая, Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт с началом движения, продлен с Улешей в 1931 году).
№2 "Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд": площадь Орджоникидзе, ул. 7-я Нагорная, ул. Барнаульская, проспект Энтузиастов, Акмолинский проезд. (открыт в 1931 году).
№3 "Музейная площадь — площадь Орджоникидзе": Музейная площадь, ул. Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт в числе первых линий, продлен с Улешей в 1931 году)
№4 "3 Дачная — 10 Дачная": ул. Гвардейская, Зеленогорская (сокращённый вариант дачной линии, открытой в 1910 году).
№5 "Сенной рынок — Музейная площадь": ул. Астраханская, ул. Ленинская
№6 "Железнодорожный вокзал — Волга": ул. Ленинcкая (Московская), ул. Астраханская, ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, ул. Волжская, Октябрьская, наб. Космонавтов.
№7 "3 Дачная — Крытый рынок": Красноармейский тракт (проспект 50 лет Октября), ул. Большая Горная, ул. Астраханская, кольцо: Советская, Чапаева, пл. Кирова, Вавилова.
№8 "ул. Ленина — 1-я совбольница": ул. Горького, ул. Мичурина, ул. Хользунова.
№9 "Крытый рынок — площадь Орджоникидзе" кольцо: Советская, Чапаева, площадь Кирова, Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Огородная, ул. 7-я Нагорная, площадь Орджоникидзе (открыт в 1929 году).
№10 "Крытый рынок — Октябрьский посёлок (Агафоновка)" кольцо: ул. Советская, ул. Чапаева, площадь Кирова, ул. Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Клочкова (открыт 8 ноября 1926 года).
№11 "Музейная площадь — ст. Саратов-2": Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева; площадь Кирова, ул. Вавилова/ обратно ул. Советская; ул. Астраханская
№12 "Ул. Радищева — СХИ" проходит: ул. Радищева, ул. Большая Горная, ул. Астраханская, ул. Танкистов, ул. Осипова (открыт в 1931 году).
№13 "Железнодорожный вокзал — поселок Затон": ул. Ленинская, ул. Горького, ул. Большая Горная, ул. Вознесенская, ул. Большая Горная, ул. Хвесина, ул. Малая Горная
№14 "Железнодорожный вокзал — Музейная площадь": ул. Ленина, Музейная площадь

Долгое время именно трамвай считался самым прогрессивным, экологически чистым, экономически выгодным видом общественного транспорта. В некоторых европейских странах так оно и есть. Например, в Бельгии несколько прибрежных городов соединяет самый длинный трамвайный маршрут в мире — протяженность его линии – 67 км, продолжительность поездки - 2 часа 21 мин., а стоимость проезда из одного конца в другой — 2 евро (чуть более 80 руб.). Сейчас ведутся переговоры о продлении трамвайной линии до Брескенса (Нидерланды) и Дюнкерка (Франция).

В Праге трамвай — самый популярный вид общественного транспорта, одна из причин такой популярности — пунктуальность. Каждый трамвайный маршрут идет строго по графику, считается, что по пражским трамваям можно часы сверять. А еще — он пользуется преимуществом на дороге относительно индивидуальных транспортных средств.

Трамвайная история в Барселоне другая. Там полностью ликвидировали данный вид транспорта. Но позже поняли, что совершили непростительную ошибку и полностью восстановили сеть. Причем сделали это весьма грамотно - рельсы проходят вне автомобильных потоков, потому совершенно им не препятствуют, к тому же трамвай в этом случае имеет возможность развивать большую скорость. Говорят, что на дорогах Барселоны не бывает пробок.
У нас же об экологии и экономических выгодах только говорят, на деле же многие трамвайные маршруты заменяют на троллейбусные (что по экологии и экономии сопоставимо) или автобусные.

Такая участь постигла трамвай №3, который ходил по ул. Чернышевского (до 1946 года, троллейбусом заменен лишь в 1958-м). Сейчас примерно по той же траектории, только гораздо дальше следует троллейбус №4. Трамвай №6, следовавший по пр. Кирова, в 1953 году также сменил троллейбус. Его потомок — современная "двойка", которая также претерпела множество изменений в маршруте: в 80-е, когда пр. Кирова стал пешеходной улицей, троллейбусные растяжки перенесли на Сакко и Ванцетти, в 90-е их сместили на Советскую. Трамвайный маршрут, связывавший железнодорожный вокзал и Музейную площадь, сменился троллейбусом в 1952 году. Сейчас это "единичка".

Сегодня действующих маршрутов 10:
№2 Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд
№3 6-я Дачная — Мирный переулок
№4 6-я Дачная — 10-я Дачная
№5 Комсомольский поселок — ООО «Саратоворгсинтез»
№6 6-я Дачная — Школа №52
№7 ООО "Саратоворгсинтез" — пл. Орджоникидзе
№8 Пл. Орджоникидзе — Комсомольский посёлок
№9 Мирный переулок — 1-й Просяной проезд
№10 Мирный переулок — Октябрьский поселок
№11 Геологический колледж — ул. Радищева (по ул. Кутякова)

Закрытие трамвайного маршрута № 12 прокомментировали транспортники. Заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Александр Медведев напомнил, что изначально этот маршрут курсировал по ул. Б. Горной от Радищева до Осипова (район завода "Корпус").

Медведев Александр Заместитель гендиректора МУПП "Саратовгорэлектротранс"
В то время предприятие работало в полную мощь, было огромное количество людей, которые пользовались этим маршрутом, добираясь на работу. 12-й маршрут был популярен и востребован.
В середине 90-х годов, после спада производства, пассажиропоток на данном маршруте значительно уменьшился, и мы были вынуждены большую часть вагонов 12-го маршрута пустить в пос. Солнечный до 6-го квартала, тем самым организовав маршрут № 11. Имея приемлемый интервал движения, обслуживая большее количество пассажиров (курсирует в сцепке двух вагонов, тогда как маршрут № 12 - одновагонный), маршрут № 11 является более рентабельным.
К тому же 11-й маршрут минимально сопряжен с крупными городскими магистралями, в большей части проходит по обособленному пути, не мешая движению автотранспорта (когда 12-й трамвай вставал на светофоре ул. Астраханской/Б. Горной, парализуя движение автотранспорта в обоих направлениях по Б. Горной).
Мне известно, что согласно Генеральному плану Саратова, схеме развития автомобильных дорог ул. Б. Горную планируется перевести в разряд магистральных дорог и организовать по ней одностороннее движение. В последнее время данный участок путейного полотна по Б. Горной использовался нами как резервный – на случай возникновения пробок на ул. Кутякова и т.п. Чтобы вагоны намертво не вставали и люди могли добраться в центр Саратова, мы пускали трамваи в объезд затора по Б. Горной. Подчеркну еще раз, фактически маршрут № 12 был резервом 11-го маршрута. С расширением проезжей части Б. Горной и организацией по ней одностороннего движения, думается, что заторов на ул. Кутякова больше не будет, поэтому и необходимость в резерве отпадает. Вагоны 12-го маршрута нами будут задействованы на 11-м маршруте, что также сократит интервал его движения и обеспечит большее удобство пассажирам.
Также мне известно, что после расширения проезжей части по ул. Б. Горной по ней планируется пустить автобусы.

Кроме этого саратовские трамваи имеют и массу других недостатков. Это удивительно неровные рельсы, от перемещения по которым складывается ощущение, что трамвай, в котором ты едешь, готов рассыпаться на куски, деревянные, "антивандальные" сиденья, нерегулярность движения,... Но стоит заметить, что и автобусы, которые скорее всего, займут место 12-го, не будут отличаться новизной. А если курсировать им придется по тем же самым загруженным Кутякова и Большой Горной, избежать пробок, заторов и недовольства граждан так же не удастся.

Жабкин ДенисКраевед, блоггер
Если смотреть на тот же генплан, то участок города за Сенным рынком между Большой Горной и Соколовой после сноса частного сектора должен стать новым альтернативным центром города. Соответственно резко увеличится пассажиропоток. И логичнее было бы не убирать рельсы, а пустить их по выделенной полосе, а дорогу расширить за счёт снесённых строений. В этом случае и трамвай получится скоростным, и автобусы с маршрутками не будут забивать проезжую часть, т.к. трамваи перевозят гораздо больше пассажиров в одном составе. Ломать проще, чем строить. За последние 20 лет протяжённость трамвайных линий Саратова только уменьшается. Вопрос, конечно, упирается в деньги: нужен новый подвижной состав, реконструкция путей, поэтому проще трамвайные маршруты закрывать.
Создаётся впечатление, что о будущем никто не думает. И в итоге скоро мы задохнёмся в автомобильных пробках и выхлопных газах, а альтернативного транспорта у нас попросту не останется.

Да разве впервые в Саратове звучат слова о грамотных решениях, о положительном опыте цивилизованных стран. В частности, о преимуществах трамвайного движения было сказано сотни раз. И, наверняка, разговор этот повторится еще не раз. Ждать же в Саратове разумных масштабных решений было бы весьма опрометчиво. Есть сомнения? Тогда еще раз перечитайте фрагмент текста, где говорится о том, что трамвайные линии маршрута номер 12 сначала отремонтировали, а потом снесли. Подобная нелепость дает весомый заряд пессимизма и скепсиса в отношении будущей современной и эффективной транспортной схемы города.

Автор: Ольга Берес

Похожие материалы

  • 17.11.2017, 16:46 СМИ: Обнаружены билеты в плацкартный вагон дороже авиаперелета Стоимость билетов в плацкарт иногда может быть дороже, чем в купе и на авиабилеты. К такому выводу пришли в антимонопольной службе. Ранее "дочка" "РЖД" прекратила продажу билетов на дешевые поезда, ФАС на это пригрозила ей штрафом.
  • 20.07.2017, 10:31 Александр Горовой: Запрет на остановку транспортных средств вне постов был ошибкой На фоне резкого увеличения ДТП с участием автобусов МВД готовится вернуть сотрудникам ДПС право останавливать транспортные средства за пределами стационарных постов. Об этом в среду на совещании с президентом заявил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норма должна была заработать еще с апреля, но в МВД решили доработать ведомственный регламент, и пока он не вступил в силу. Свои меры для снижения аварийности готовят и в Минтрансе.
  • 22.05.2017, 10:18 Н@блюдатель. Урбанистические качели, непонятый блогер и умирающий СГЭТ Урбанистика на прошлой неделе захватила улицы, умы и страницы саратовских СМИ. И все благодаря проводившемуся в начале недели Форуму "Среда для жизни: квартира и город", а также "урбанистическим экспериментам", участниками которых сделали город и его жителей. Возможно, на то и был расчет – с помощью вывесок, пикников и фейерверков отвлечь внимание горожан от более насущных проблем.
  • 08.12.2016, 16:32 Директор СГЭТ: "Повышение цены проезда на 3 рубля сократит вдвое нагрузку на бюджет" Директор МУПП "Саратовгорэлектротранс" Константин Касьянов дал интервью ИА "СарБК". Он ответил на вопросы о финансовом положении предприятия, о маршрутах-двойниках, об "экспериментах" СГЭТ.
  • 20.09.2016, 11:15 СМИ: В билетах на поезд будут указывать гражданство пассажиров Министерство транспорта Российской Федерации подготовило проект приказа, по которому в билетах поездов дальнего следования будет указываться информация о гражданстве пассажира.

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus